Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Страница 15

Взаимоопределяемые, диалектически сопряженные категории интеграции и дифференциации позволяют в предельно абстрактном виде смоделировать процесс исторического развития образования. Используем эту модель для интерпретации некоторых известных исторических фактов. Развитие науки, техники и производства в эпоху Возрождения существенно увеличило потребность в образованных людях и значительно повысило требования к качеству образования - ожидание культурной среды по отношению к образованию стало другим. Менялась и школа: она стала демократичнее, доступнее, обучение на родных языках, появление дешевых печатных учебников и ряд других новых факторов сделали обучение более легким. В школе стало намного больше учеников и возможности для их самостоятельной работы существенно возросли. Последующая интеграция новых элементов образовательной системы привела к отказу от индивидуальной и переходу к коллективной, классно-урочной форме обучения. [7, с. 83]

Антропоцентрический характер интеграции.

Этот принцип был сформулирован основоположником межпредметной интеграции Джоном Дьюи на рубеже прошлого и нынешнего веков: "В настоящее время начинается перемена в деле нашего образования, заключающаяся в перемещении центра тяжести. Это - перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрологический центр был перемещен с земли на солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования , он - центр, вокруг которого они организуются". [7, с. 84-85] Основная идея межпредметной интеграции начала века (трудовая школа) - превращение ученика в субъекта интеграционных процессов в образовании . Межпредметная интеграция конца ХХ в. - уже нечто совершенно иное.

Как и в системе традиционного предметного обучения, ребенок остается на периферии интегрированных курсов, не выступая в роли субъекта интеграции учебного содержания. Учитель создает интегрированный курс и в готовом виде предлагает его ученикам. Его педагогическая позиция не отличается от той, которую он занимает при традиционном предметном преподавании: ученику предъявляется фиксированная система научных знаний, которую он должен усвоить и точно воспроизвести. С введением множества интегрированных курсов ничего по существу не меняется в обучении: интеграция межпредметного содержания происходит независимо от ученика, а его собственная активность сводится к усвоению готового содержания.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ ИНСТИТУТ (ИЯФ) Сибирского отделения РАН , организован в 1957 в Новосибирске. Исследования по физике частиц высоких энергий, физике плазмы, теории ускорительной техники и др. В институте разработан метод встречных пучков и созданы установки со встречными пучками.

ЕВСТИГНЕЕВ Евгений Александрович (1926-92) , российский актер, народный артист СССР 1983. С 1957 в московском театре "Современник", в 1971-89 в МХАТе (с 1987 МХАТ им. А. П. Чехова). Снимался в фильмах: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Зигзаг удачи", "Скверный анекдот", "Бег", "Демидовы" и др. Государственная премия СССР (1974).

ХАЙРИЛ АНВАР (Chairil Anwar) (1922-1949) , индонезийский поэт. Глава литературного течения "Поколение 1945 года". Патриотические стихи, любовная и философская лирика: сборники "Гром и пыль", "Острый гравий и отброшенные и отчаявшиеся" (оба 1949, посмертно). Испытал влияние экспрессионизма.