Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Страница 14

С другой стороны, активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования.

Возможно сформулировать три ведущих принципа, которые предопределяют интегративную организацию образования:

1. Принцип единства интеграции и дифференциации;

2. Антропоцентрический характер интеграции;

3. Культуросообразность интеграции образования.

Принцип единства интеграции и дифференциации.

Понимание того, что интеграция немыслима без дифференциации, является азбучным для философии. Отделение интеграции от дифференциации и ее рассмотрение как самостоятельной категории возможно только при крайне абстрактном подходе и свидетельствует о методологической неразвитости исследовательского мышления. В педагогике это оказывается возможным. В представлении И.Д.Зверева, "интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она может осуществляться путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов". [19, с. 53-54] Интеграция в обучении определяется в абсолютном отличии от дифференциации. В результате она становится в один синонимический ряд с такими категориями как "соединение", "слияние", "комплексирование" и т.п., утрачивает собственное понятийное содержание и по существу перестает отличаться, скажем, от категории "объединение". Рассмотрение интеграции вне ее существенной связи с дифференциацией приводит к девальвации интеграции как самостоятельного научного понятия.

Интеграция и дифференциация могут рассматриваться как наиболее общие категории, посредством которых возможно мысленное моделирование образования как саморазвивающейся системы. Процесс развития сопровождается дифференциацией системы: растет количество составляющих ее элементов, умножаются внутренние и внешние связи, система и ее среда приобретают новые функции. Усложнение внешних и внутренних отношений на определенном этапе угрожает утратой целостности и разрушением самой системы. Образование перестает отвечать тем требованиям, которые предъявляет ей новая среда; к тому же ее собственная структура настолько усложняется, что возникают серьезные трудности в эффективном выполнении образовательных задач. Проблемная ситуация, более известная как кризис образования, активизирует поиск новых образовательных форм и значительно усиливает интегративные процессы. Последние начинают преобладать над процессами дифференциации. Поскольку же на предыдущем этапе исторического развития система заметно усложнилась и появилось достаточное количество новых составляющих, то в процесс интеграции включается уже новое множество элементов. Образование пульсирует в процессе своего исторического развития: периоды усиленной дифференциации сменяются периодами преимущественной интеграции, в результате чего образовательная система реорганизуется и меняет свою доминантную форму. [19, с. 54-55]

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ИГНАТИЙ (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович) (1807-67) , российский православный епископ, духовный писатель, богослов. В книге "Аскетические опыты" (1865) - назидательно-аскетическое эссе, религиозные медитации (своеобразные стихотворения в прозе), символико-мистические образы природы. В богословских трудах тяготел к древнему исихазму. Переводил отцов церкви. Канонизирован Русской православной церковью.

ХОППЕР (Hopper) Эдуард (1882-1967) , американский живописец и гравер. Ученик Р. Генри. Представитель реалистического направления, входил в Эш Кэн скул. Особую известность получили его безлюдные виды американских провинциальных городов, проникнутые чувством одиночества среди знакомых и обыденных вещей ("Раннее воскресное утро", 1930).

ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гаврилович (1902-72) , российский конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1940). Создал скорострельный пулемет (ШКАС, совместно с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК, совместно с С. В. Владимировым, 1936) и т. д. Государственная премия СССР (1941, 1942).