Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Страница 20

Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение.

Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи программы - "взаимосвязь природы, человека, общества" - в ее целостности и с позиции экологической проблематики.

Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа содержания учебных тем. В данном случае мы солидарны с мнением Г. Ф. Федорца, утверждающего, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двусторонних связей и так называемой "цикловой координации" учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определенного цикла (естественно-математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т. д.) [23, с. 30]

В таблицах 2 и 3 представлен анализ разделов "Летние и осенние явления в природе" и "Зимние явления в природе", выявляющий межпредметные связи по темам и некоторые варианты путей их реализации. Табл.2. Межпредметные связи раздела "Летние и осенние явления в природе"

Табл.3. Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"

[3, с. 58-58]

Таким образом, проведенный анализ двух разделов показывает, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных связей как основы интегратавного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе,ни в учебнике, ни в методических рекомендациях для учителей. [26, с. 87]

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

МИЙО (Milhaud) Дариюс (1892-1974) , французский композитор, дирижер, музыкальный критик. Участник "Шестерки", деятель Народной музыкальной федерации. Оперы "Бедный матрос" (1926), "Христофор Колумб" (1928), балеты "Бык на крыше" (1919), "Голубой экспресс" (1924), кантата "Огненный замок" (1954, памяти жертв фашистских лагерей), симфонии и др. Выступал как дирижер (в СССР в 1926). Профессор Парижской консерватории (1945-62).

ПАТАГОНИЯ (Patagonia) , природная область на юго-востоке Юж. Америки, в Аргентине. Ступенчатые плато повышаются от берегов Атлантического ок. к западу до 2200 м. Климат умеренный полупустынный. Осадков от 150 до 700 мм в год. Злаково-кустарниковая полупустыня, в предгорьях Анд - степи. Овцеводство. Добыча нефти и природного газа.

ЖАННА Д'АРК (Jeanne d'Arc) (6 января 1412 (?) Домреми - 30 мая 1431 , Руан), народная героиня Франции. Видения Жанна родилась в крестьянской семье. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева ее спасет". Около 1424 Жанну стали посещать видения: ей являлись св. Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на неоккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну. Миссия Жанны 6 марта 1429 Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее "голоса" сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. В народном сознании один только совершенный там акт миропомазания делал монарха законным государем. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан. Ко времени прибытия ее в этот город (29 апреля 1429) молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, 8 мая 1429 осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. Осенью - зимой 1429 и весной 1430 Жанна участвовала в ряде мелких стычек с врагом, и 23 мая 1430 попала в плен к англичанам. Суд и смерть Ее перевезли в Руан, и 9 января 1431 она предстала перед судом инквизиции. Ее обвинили в колдовстве и ереси: подчиненные англичанам церковники исходили из того, что тем самым нанесут ущерб Карлу VII, ибо в этом случае он окажется коронованным еретичкой и ведьмой. Жанна защищалась с редким мужеством и находчивостью, но 2 мая 1431 ей было предъявлено обвинение в колдовстве (обвинения в ереси отпали) и было предложено отречься от веры в "голоса" и от ношения мужской одежды. Под страхом смерти она согласилась на отречение и 28 мая была приговорена к пожизненному заключению. Однако в тюрьме ей была подброшена мужская одежда, что означало рецидив преступления и автоматически вело к смерти. Несмотря на явную провокацию, Жанна заявила, что одела мужское платье добровольно, что берет отречение обратно и сожалеет о нем. Два дня спустя ее заживо сожгли на рыночной площади Руана. В 1455-1456 в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 она была причислена католической церковью к лику святых.