Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Страница 20

Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение.

Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи программы - "взаимосвязь природы, человека, общества" - в ее целостности и с позиции экологической проблематики.

Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа содержания учебных тем. В данном случае мы солидарны с мнением Г. Ф. Федорца, утверждающего, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двусторонних связей и так называемой "цикловой координации" учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определенного цикла (естественно-математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т. д.) [23, с. 30]

В таблицах 2 и 3 представлен анализ разделов "Летние и осенние явления в природе" и "Зимние явления в природе", выявляющий межпредметные связи по темам и некоторые варианты путей их реализации. Табл.2. Межпредметные связи раздела "Летние и осенние явления в природе"

Табл.3. Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"

[3, с. 58-58]

Таким образом, проведенный анализ двух разделов показывает, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных связей как основы интегратавного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе,ни в учебнике, ни в методических рекомендациях для учителей. [26, с. 87]

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ГИМНАСТИКА (греч . gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (в т. ч. производственную), спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.

БРЮХОНЕНКО Сергей Сергеевич (1890-1960) , российский физиолог. Разработал метод и создал первый аппарат искусственного кровообращения (автожектор) (1920-25), который использовал в опытах на собаках при оживлении их организма после наступления клинической смерти. В 1945-51 по методу Брюхоненко осуществлялось оживление организма человека. Ленинская премия (1965, посмертно).

ЦЕЛИКОВСКАЯ Людмила Васильевна (1919-92) , актриса, народная артистка России (1963). С 1941 в Театре им. Евг. Вахтангова. Снималась в кино: "Молодые капитаны" (1939), "Антон Иванович сердится" (1941), "Близнецы", "Иван Грозный" (обе - 1945), "Попрыгунья" (1955) и др.