Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Страница 22

Остановимся более подробно на основных педагогических путях, обеспечивающих реализацию I и II способов изучения учебной темы на межпредметной основе. [28, с. 349-351]

При помощи первого способа реализуются следующие педагогические пути.

1. Широкая ориентация школьников в содержании учебной темы, вследствие чего учащиеся подводятся к пониманию ее межпредметного характера;

2. Выделение под руководством учителя ведущих положений темы, постановка перед учащимися вопросов, направленных на целостное восприятие школьниками содержания темы и побуждающих их к межпредметному поиску. Предварительное ознакомление учащихся с содержанием темы

3. Объяснение учителем значения межпредметных связей в учебном процессе.

Вышеперечисленные педагогические пути I способа осуществления межпредметных связей в учебной теме тесно связаны между собой, один является продолжением другого. Успешная реализация I этапа является необходимой предпосылкой для осуществления II этапа изучения учебной темы на межпредметной основе.

II способом реализуются следующие педагогические пути:

1. Широкая ориентация школьников в содержании подтемы, к изучению которой они приступают: конкретизация ведущего положения, которое предстоит раскрыть на межпредметной основе; постановка перед учащимися конкретных учебных целей и освещение основных путей их достижения с помощью межпредметных связей

2. Применение учителем системы вопросов, заданий и учебных задач, носящих, как правило, проблемный, эвристический характер.

3. Поиск школьниками необходимых и существенных опорных межпредметных знаний. Этот путь хорошо вскрывает движущие силы превращения дидактической модели межпредметных связей в факт овладения, установления этих связей учащимися. Осуществление межпредметных связей в процессе раскрытия ведущих положений учебной темы наиболее эффективно, когда необходимые и существенные для раскрытия этих ведущих положений темы связи используются при преодолении противоречий, возникающих в учебном процессе, когда учащиеся убеждаются в том, что эти противоречия можно разрешить путем использования знаний из других предметов.

4. Применение в ситуации затруднения определенных приемов, как то: «учитель – образец деятельности для учащихся», «приближение» к учащимся необходимых опорных знаний и «подсказка» в решении межпредметных связей, при выполнении межпредметных заданий и при ответе на вопросы.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ДЕВОНСКАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД) (девон) , четвертая система палеозойской эратемы, соответствующая 4-му периоду палеозойской эры геологической истории. Начался 400 млн. лет назад, длился ок. 55 млн. лет. Подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов. Начало периода характеризовалось отступанием моря и накоплением толщ мощных континентальных (красноцветных) отложений в связи с завершением каледонской складчатости; климат континентальный, засушливый. Середина Девонского периода - эпоха погружений; нарастание морских трансгрессий, активизация вулканической деятельности; потепление климата. Конец периода - сокращение трансгрессий в связи с началом герцинской складчатости. В морях Девонского периода развивались панцирные и кистеперые рыбы, появились аммониты, фораминиферы, плеченогие (брахиоподы), остракоды, кораллы; на суше - первые прапапоротники, праголосеменные, членистостебельные. Основные полезные ископаемые - нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники.

ЦИБУЛЬСКИЙ (Cybulski) Збигнев (1927-67) , польский киноактер. Снимался в фильмах: "Пепел и алмаз", "Поезд", "Как быть любимой", "Рукопись, найденная в Сарагосе" и др.

НИКОЛАИ (Nicolai) Кристоф Фридрих (1733-1811) , немецкий писатель, литературный критик, книгоиздатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1804). "Литературные письма" (1759-65; совместно с Г. Э. Лессингом и М. Мендельсоном). Узкий просветительский рационализм Николаи, неприятие новых течений в литературе остро критиковались И. В. Гете, Ф. Шиллером и др.