Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работыСтраница 6
Работу с учебником на уроке организует учитель. Эта может быть работа по изучению нового материала, работа по закреплению новых знаний, работа с учебником при обобщающем повторении пройденного материала. Именно во время урока ученик под руководством учителя приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе.
Автор упомянутой выше статьи подводит итоги исследования, проводившегося с целью изучения «соотношения фактических знаний учащихся с их умениями получать из текста необходимую информацию. Исследование проводилось на примере работы с учебником на уроках физики»”. [ 6,50] В результате этого исследования автор статьи выделяет «четыре основные группы умений работы с учебником в V—VII классах. Первая группа — умения извлекать знания из текста.… Вторая группа умений направлена на углубление знаний в процессе работы учащихся с иллюстративными материалами учебника (рисунками, схемами, таблицами, графиками)…. Третья группа включает в себя умения по использованию учебника при решении задач…. Четвертая группа включает в себя различной сложности умения по ориентации в тексте и справочном аппарате учебника: пользоваться предметно-именным указателем, выделять в тексте выводы по параграфу, делать выборки по изучаемому вопросу». [ 6,51]
Но все же, «учитель не может и не должен излагать и объяснять учащимся весь материал, предусмотренной учебной программой. Самостоятельное изучение учащимися некоторых вопросов по учебнику дает более высокие результаты, чем при устном изложении их учителем». [ 5, 100]
Кроме того, при изучении предметов математического цикла «специфический язык учебника (математическое оформление понятий, сложные умозаключения) трансформируется учителем при изложении материала в доступную для восприятия учащимися форму в соответствии с их развитием и подготовкой по предмету. В старших классах подобная практика невозможна ввиду большей степени абстракции материала и возможности искажения при этом смысла изучаемого». [ 6,50]
Надо заметить, однако, что при традиционной системе обучения приемы организации самостоятельной индивидуальной работы применяются лишь эпизодически. Вызвано это частотностью и многопредметностью, а значит повсеместным применением комбинированного урока. Это не позволяет в полной мере обеспечить саморазвитие ученика, привитие ему навыков самообразования. Следовательно, основная доля времени самостоятельной работы с учебником приходится на домашнюю работу учащихся.
ТОРГПРОМ (Российский торгово-промышленный и финансовый союз) , эмигрантская организация, выступавшая против советской власти. Основана в Париже в 1920. ЦК организации: Н. Х. Денисов (председатель), А. О. Гукасов, С. Г. Лианозов, Л. А. Манташев, Г. А. Нобель и др. Неофициальный орган - газета "Возрождение" (1925-1940). В 1940 прекратила существование.
ЩУЧЬЯ , река на северо-западе Зап. Сибири, левый приток Оби. 565 км, площадь бассейна 12,3 тыс. км2. На Щучьей - нерест ряпушки, сига, чира.
АППАЛАЧСКОЕ ПЛАТО , окаймляет западный край горной системы Аппалачей (США). Длина ок. 1500 км. Сложено преимущественно известняками; развит карст. Высота от 500 м на запад до 1500 м на восток, где Аппалачское плато приобретает характер гор (Аллеганы). Широколиственные леса.