Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 6

Работу с учебником на уроке организует учитель. Эта может быть работа по изучению нового материала, работа по закреплению новых знаний, работа с учебником при обобщающем повторении пройденного материала. Именно во время урока ученик под руководством учителя приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе.

Автор упомянутой выше статьи подводит итоги исследования, проводившегося с целью изучения «соотношения фактичес­ких знаний учащихся с их умениями полу­чать из текста необходимую информацию. Исследование проводилось на примере ра­боты с учебником на уроках физики»”. [ 6,50] В результате этого исследования автор статьи выделяет «четыре основные группы умений работы с учебни­ком в V—VII классах. Первая группа — умения извлекать знания из текста.… Вторая группа умений направлена на углубление знаний в процессе работы учащихся с иллюстративными материалами учебника (рисунками, схемами, таблицами, графиками)…. Третья группа включает в себя умения по использованию учебника при решении задач…. Четвертая группа включает в себя различной сложности умения по ориентации в тексте и справочном аппарате учебника: пользоваться предметно-именным указа­телем, выделять в тексте выводы по параграфу, делать выборки по изучаемому вопросу». [ 6,51]

Но все же, «учитель не может и не должен излагать и объяснять учащимся весь материал, предусмотренной учебной программой. Самостоятельное изучение учащимися некоторых вопросов по учебнику дает более высокие результаты, чем при устном изложении их учителем». [ 5, 100]

Кроме того, при изучении предметов математического цикла «специфи­ческий язык учебника (математическое оформление понятий, сложные умозаклю­чения) трансформируется учителем при изложении материала в доступную для вос­приятия учащимися форму в соответствии с их развитием и подготовкой по предмету. В старших классах подобная практика невозможна ввиду большей степени абст­ракции материала и возможности искаже­ния при этом смысла изучаемого». [ 6,50]

Надо заметить, однако, что при традиционной системе обучения приемы организации самостоятельной индивидуальной работы применяются лишь эпизодически. Вызвано это частотностью и многопредметностью, а значит повсеместным применением комбинированного урока. Это не позволяет в полной мере обеспечить саморазвитие ученика, привитие ему навыков самообразования. Следовательно, основная доля времени самостоятельной работы с учебником приходится на домашнюю работу учащихся.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ТОРГПРОМ (Российский торгово-промышленный и финансовый союз) , эмигрантская организация, выступавшая против советской власти. Основана в Париже в 1920. ЦК организации: Н. Х. Денисов (председатель), А. О. Гукасов, С. Г. Лианозов, Л. А. Манташев, Г. А. Нобель и др. Неофициальный орган - газета "Возрождение" (1925-1940). В 1940 прекратила существование.

ЩУЧЬЯ , река на северо-западе Зап. Сибири, левый приток Оби. 565 км, площадь бассейна 12,3 тыс. км2. На Щучьей - нерест ряпушки, сига, чира.

АППАЛАЧСКОЕ ПЛАТО , окаймляет западный край горной системы Аппалачей (США). Длина ок. 1500 км. Сложено преимущественно известняками; развит карст. Высота от 500 м на запад до 1500 м на восток, где Аппалачское плато приобретает характер гор (Аллеганы). Широколиственные леса.