Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 5

Существенным недостатком в постановке домашней самостоя­тельной работы учащихся в ряде школ является ее однообразие. Нередко эта работа ограничивается закреплением по учебнику изученного на уроке. «Между тем в практике работы передовых школ давно сложились самые различные ее виды: чтение учебни­ков и книг с целью осмысливания и закрепления изученного ма­териала на уроке; выполнение разного рода упражнений, имею­щих целью приобретение умений и навыков и достижение наи­большей прочности усвоения знаний; проведение разного рода наблюдений, опытов и практических работ в интересах разви­тия наблюдательности, пытливости, трудовых и политехнических умений и навыков, подготовка докладов, рефератов, сочинений, помогающих расширению и углублению знаний и овладению учащимися навыками творческой работы; чтение художествен­ной, научной и технической литературы, расширяющей общеоб­разовательный и технический кругозор учащихся и т.д.» [ 5, 82]

Говоря о роли учителя в формировании навыков домашней учебной работы, считаем необходимым привести кажущееся нам справедливым мнение одного из исследователей данной темы.

“У адрознне ад навуковай, творчасць вучняў у іх пазнавальнай дзейнасці характаразуецца наступнымі асаблівасцямі:

а) яна знаходзіцца пад кантролем настаўніка і па ходу свайго разгортавання можа ім карэкціравацца і ругулявацца зададзеннымі арэенцірамі і адпаведнымі падсказкамі;

б) творчыя магчымасці вучняў папярэдне ўлічваюцца настаўнікам – як бы “прайграюцца”ў яго ўяўленні.

Такім чынам, настаўнік можа не толькі ажыццяўляць сістэматычнае і мэтанакіраванае кіраўніцтва пазнавальнай дзейнасцю вучняў, але і спецыяльна рыхтаваць іх да творчага спосабу засваення навуковай інфармацыі.” [ 3,21 ]

Учитель может помочь ученику овладеть основными навыками и умениями домашней самостоятельной работы, к числу которых относятся обучение работе с учебником; формирование навыков обработки дополнительной литературы; знакомство с приемами систематизации знаний; использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашних заданий.

2.1 Обучение работе с учебником

Книга для многих поколений людей была и остается основным источником получения знаний. Именно она формирует мировоззрение, развивает мышление. Само собой разумеется, что для учащихся основной источник получения знаний – это учебник. Именно с учебником они работают на уроке, именно с его помощью выполняют домашние задания. Как справедливо отмечает автор одной из работ, посвященных этой теме: “Использование учебника для приобретения, углубления и развития знаний, для орга­низации деятельности учащихся в процес­се изучения нового материала на уроках — часть общей проблемы развития познава­тельной самостоятельности учащихся”.[ 6,50]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

РАДИАЦИОННЫЙ ЗАХВАТ , ядерная реакция, в которой ядро-мишень поглощает налетающую частицу и испускает ?-квант (обратна фотоядерной реакции).

ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ , хроническое прогрессирующее заболевание печени вследствие ее поражения при вирусном гепатите и др. инфекционных заболеваниях, интоксикациях (в т. ч. при алкоголизме) и др. У человека характеризуется поражением всех структурных элементов печени, диффузным разрастанием в ней соединительной ткани, ее функциональной недостаточностью и др.

ХИРЦЕБРУХ (Hirzebruch) Фридрих (р . 1928), немецкий математик, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды по алгебраической геометрии, алгебраической топологии, комплексному анализу.