Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
Страница 5

Существенным недостатком в постановке домашней самостоя­тельной работы учащихся в ряде школ является ее однообразие. Нередко эта работа ограничивается закреплением по учебнику изученного на уроке. «Между тем в практике работы передовых школ давно сложились самые различные ее виды: чтение учебни­ков и книг с целью осмысливания и закрепления изученного ма­териала на уроке; выполнение разного рода упражнений, имею­щих целью приобретение умений и навыков и достижение наи­большей прочности усвоения знаний; проведение разного рода наблюдений, опытов и практических работ в интересах разви­тия наблюдательности, пытливости, трудовых и политехнических умений и навыков, подготовка докладов, рефератов, сочинений, помогающих расширению и углублению знаний и овладению учащимися навыками творческой работы; чтение художествен­ной, научной и технической литературы, расширяющей общеоб­разовательный и технический кругозор учащихся и т.д.» [ 5, 82]

Говоря о роли учителя в формировании навыков домашней учебной работы, считаем необходимым привести кажущееся нам справедливым мнение одного из исследователей данной темы.

“У адрознне ад навуковай, творчасць вучняў у іх пазнавальнай дзейнасці характаразуецца наступнымі асаблівасцямі:

а) яна знаходзіцца пад кантролем настаўніка і па ходу свайго разгортавання можа ім карэкціравацца і ругулявацца зададзеннымі арэенцірамі і адпаведнымі падсказкамі;

б) творчыя магчымасці вучняў папярэдне ўлічваюцца настаўнікам – як бы “прайграюцца”ў яго ўяўленні.

Такім чынам, настаўнік можа не толькі ажыццяўляць сістэматычнае і мэтанакіраванае кіраўніцтва пазнавальнай дзейнасцю вучняў, але і спецыяльна рыхтаваць іх да творчага спосабу засваення навуковай інфармацыі.” [ 3,21 ]

Учитель может помочь ученику овладеть основными навыками и умениями домашней самостоятельной работы, к числу которых относятся обучение работе с учебником; формирование навыков обработки дополнительной литературы; знакомство с приемами систематизации знаний; использование таблиц, памяток, опорных конспектов в подготовке домашних заданий.

2.1 Обучение работе с учебником

Книга для многих поколений людей была и остается основным источником получения знаний. Именно она формирует мировоззрение, развивает мышление. Само собой разумеется, что для учащихся основной источник получения знаний – это учебник. Именно с учебником они работают на уроке, именно с его помощью выполняют домашние задания. Как справедливо отмечает автор одной из работ, посвященных этой теме: “Использование учебника для приобретения, углубления и развития знаний, для орга­низации деятельности учащихся в процес­се изучения нового материала на уроках — часть общей проблемы развития познава­тельной самостоятельности учащихся”.[ 6,50]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЗАИР , Республика Заир, государство в Центр. Африке. 2,3 млн. км2. Население 42,5 млн. человек (1993); главным образом народы луба, конго, монго, руанда, занде и др. Городское население 44% (1985). Официальный язык - французский. Ок. 50% населения придерживается местных традиционных верований, остальные большей частью христиане. Административно-территориальное деление: 11 областей (в т. ч. столица выделена в отдельную административно-территориальную единицу). Столица - Киншаса. Глава государства - президент. Законодательный орган - однопалатный Законодательный совет. На западе омывается Атлантическим ок. на протяжении 40 км. Большая часть территории Заира - впадина Конго и обрамляющие ее плато (высота до 1300 м). На востоке - горы: массив Рувензори (высота до 5109 м, пик Маргерита), вулканические горы Вирунга (высота до 4507 м), в т. ч. действующие вулканы. Климат экваториальный, на юге и крайнем севере - субэкваториальный. Средние температуры самого теплого месяца от 24 до 28 °С, самого холодного от 22 до 25 °С. Осадков 1000-2500 мм в год. Главная река - Конго (Заир), ее притоки: Арувими, Убанги, Ломами, Касаи. Крупные озера - Мобуту-Сесе-Секо, Эдуард, Киву, Танганьика, Мверу. Влажные экваториальные леса, вторичные саванны; на юге и юго-востоке - сухие тропические редколесья, в горах - горные леса. Национальные парки: Вирунга, Салонге, Гарамба, Кахузи-Биега и др. Задолго до проникновения европейцев на территории совр. Заира (частично и на территории совр. Анголы) сложились государственные образования: Конго (13 в.), Куба (16 в.), Луба (16 или 17 в.) и др. В кон. 15 в. здесь появились португальцы. Захваченная колонизаторами территория Заира в 1885-1908 - владение бельгийского короля Леопольда II ("Независимое государство Конго"), в 1908-60 колония Бельгии (Бельгийское Конго). С июня 1960 независимое государство: до 1964 назывался Республикой Конго, в 1964-71 Демократическая Республика Конго, с октября 1971 Республика Заир. Первое национальное правительство возглавлял Патрис Лумумба (убит в 1961). Партия Народное движение революции (основана в 1967, с 1992 называется Движение национального обновления) во главе с президентом Мобуту Сесе Секо обладала всей полнотой власти. В 1991 была созвана общенациональная конференция политических сил по вопросу демократических реформ в стране, разработки новой конституции. В апреле 1992 конференция взяла на себя власть в стране. Заир - аграрная страна с развитой горнодобывающей промышленностью. Доля в ВВП (1988, %) сельского хозяйства 26, горнодобывающей промышленности 21, обрабатывающей - 1,6. Главные экспортные сельскохозяйственные культуры: масличная пальма, кофе, какао, гевея. Животноводство. Лесозаготовки. Добыча меди, кобальта (ведущее место в мире), цинка, кадмия, серебра, золота, олова, вольфрама, алмазов (одно из первых мест в мире). Производство электроэнергии 6,2 млрд. кВт?ч (1991). Цветная металлургия. Химическая, нефтеперерабатывающая, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, пищевкусовая промышленность. Длина (1989, тыс. км) железных дорог 5,4, автодорог 146. Экспорт: продукция горнодобывающей промышленности, кофе, чай, каучук, древесина. Основные внешнеторговые партнеры: Бельгия, США, Германия, Франция и др. Денежная единица - заир.

БОЛЕЗНЬ , нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т. д. У человека и животных болезнь выделяют в определенную нозологическую форму, если известны ее причины, патогенез, характерные изменения в органах (см. также Синдром). Болезни животных наносят ущерб животноводству; возбудители некоторых из них опасны и для человека, вызывая, напр., бруцеллез, трихофитию и другие заболевания. У растений, как и у животных, наряду с инфекционными (вирусными, бактериальными, грибными и др.) болезнями наблюдаются патологические процессы, обусловленные неблагоприятными абиотическими факторами среды; болезни растений наносят ущерб сельскому и лесному хозяйству.

ГЛЕЙМ (Gleim) Иоганн Вильгельм Людвиг (1719-1803) , немецкий поэт. Автор популярного сборника "Опыт шутливых песен" (т. 1-3, 1744-1758). Переводы из Анакреонта.