Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работыСтраница 4
Таким образом, значение самостоятельной работы учащихся в обучении трудно переоценить. Лишь те знания, умения и навыки могут быть прочными и осмысленными, которые приобретены упорным трудом.
Как известно, в системе школьного урок возможны фронтальные, групповые и индивидуальные занятия. Мы в данном случае, следуя нашей теме, остановимся лишь на домашней самостоятельной работе учащихся.
«Вопрос о домашней самостоятельной работе учащихся имеет большую историю. В дореволюционной школе домашняя работа учащихся занимала значительное место в обучении, но по существу сводилась к заучиванию и зазубриванию по книге заданий учителя. Нередко и сам урок в классе сводился к проверке и задаванию домашних работ. В первые годы строительства советской школы домашние задания были отменены. Эта отмена для того времени вы пиналась, с одной стороны, стремлением как можно скорее покончить со школой муштры и зубрежки, а с другой— отсутствием учебников и книг, удовлетворяющих требованиям новой школы. Позднее, когда школа работала по комплексным программам, домашняя самостоятельная работа по преимуществу носила характер собирания необходимых данных о местном крае. Начиная с 30-х гг. она получила весьма широкое распространение. Задавание уроков на дом и их проверка стали рассматриваться как обязательные части урока. За последующие годы школы накопили большой положительный опыт в организации домашней работы учащихся, но не избежала и существенных недостатков. К числу таких недостатков в первую очередь надо отнести перегрузку учащихся домашними заданиями, что, в свою очередь, повлекло за собой снижение удельного веса самостоятельной работы учащихся на самом уроке. Некоторые школы, стремясь преодолеть этот недостаток, пошли на отмену домашних заданий, с чем согласиться нельзя». [ 5, 80]
В чем заключается смысл домашней самостоятельной работы учащихся?
Прежде всего в том, что учащиеся закрепляют и расширяют приобретенные на уроке знания, умения и навыки и овладевают методами самостоятельной работы. Домашняя самостоятельная работа воспитывает чувство ответственности учащихся за порученное дело, повышает уверенность в преодолении встречающихся трудностей и подготавливает их к самообразованию после окончания школы. При всем этом нельзя впадать в крайность и переносить центр тяжести в обучении с урока на домашнюю работу. Домашняя работа не может подменять урока, она должна вытекать из него и обслуживать его потребности. «Надо отказаться от сложившегося трафарета в задавании уроков на дом, при котором урок неизменно заканчивается словами учителя: запишите домашнее задание. Объем и характер домашних заданий в каждом отдельном случае определяется общим планом учебных занятий по тому или иному разделу и теме изучаемого материала. В зависимости от класса и специфики изучаемого материала домашние задания в одних случаях даются по каждому уроку, в других — по теме программы». [ 5, 81]
Надо всемерно развивать интерес учащихся к домашним работам. Часть учащихся выполняет домашние задания без особого интереса потому, что смысл повторения ими не всегда осознается, а нового и занимательного они в них находят мало. Преодоление такого отношения учащихся к домашним работам требует введения в задания таких вопросов, которые бы не только закрепляли знания, приобретенные на уроке, но и расширяли их, способствовали более глубокому осмысливанию.
По мере усовершенствования урока и усиления самостоятельной работы учащихся необходимо сокращать объем домашних заданий и повышать их творческий характер, что способствует расширению и углублению приобретаемых знаний на уроке и овладению методами самостоятельной работы.
ТЭК (сибирский горный козел) , парнокопытное животное рода козлов. Длина тела до 1,6 м, весит до 100 кг. Рога саблевидные, у самцов длина до 130 см. Обитает в горах Афганистана, Северо-Зап. Индии, Юж. Сибири, Ср. и Центр. Азии. Объект охоты (мясо). Численность сокращается. В России охота в ряде мест запрещена.
МУЗЕУС Иоганн Карл Август (1735-87) , немецкий писатель. Его переработка германских, романских и славянских преданий (сборник "Народные сказки немцев", 1782-86) предвосхитила сказки романтиков Л. Тика, Э. Т. А. Гофмана, А. Шамиссо.
ЮРКЕВИЧ Владимир Иванович (1885-1964) , российский инженер-судостроитель. Выходец из России, с 1918 - в эмиграции, жил во Франции, с 1939 - в США. Главный конструктор французских лайнеров "Атлантик" и "Нормандия"; в проектах этих судов использовал усовершенствованную форму корпуса, разработанную им в 1911.