Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Страница 40

Учитель. Запишите предложение. Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Определите их число.

Дети выполняют задание.

- Что обозначают эти имена прилагательные?

Дети. Цвет.

Учитель. С какой частью речи они связаны?

Дети. С существительными.

Учитель. А как бы выглядело это предложение без имен прилагательных? Прочитайте.

Дети. Цветут пролески, ветреницы, медуницы, хохлатки.

Учитель. Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?

Дети. Они украшают речь.

Учитель. Посмотрите на доску, там записан текст. Вам нужно выписать словосочетания - имена прилагательные с именами существительными. Устно объясните все орфограммы. На доске: Пробудились в…есенние цв…точки. Солнечным днем на л…сной проталинке по вились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой в…дой и засияли улы…кой в…сны. Подн…лась с з…мли и расцв…ланежная медуница. Тянутся к сол…цу мохнатые ст…бельки с розовыми, фиолетовыми, синими цв…тами.

- А теперь запишем название первоцветов нашего края.

Дети. Медуница, перелеска, ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, чистяк весенний, пролеска сибирская, гусиный лук и др.

5. Рассказ учителя об этих цветах.

Учитель. За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синонимы к слову пахучая.

Дети. Душистая, ароматная.

Учитель. Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи. Запишите имена прилагательные, с помощью которых мы описали листья мать-и-мачехи.

Дети. Душистые, мягкие, блестящие, холодные.

Учитель. Объясните орфограммы.

Дети выполняют задания.

- А эти цветы – ярко-голубые звездочки. Они растут на лесных полянах, опушках и перелесках. Поэтому и назвали растение перелеской.

Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому растение назвали ветреницей. Ох и хитрая эта ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождем, как цветки-снежинки закрываются. Но лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают кивать головками легкому весеннему ветерку.

Хохлатка – маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься – у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. Отсюда и его название.

Ну а самый храбрый из первоцветов – подснежник. Поэт Иванов посвятил ему стихи.

Цветок весны, идущий к нам по снегу, -

Простой цветок, но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку!

А древняя легенда рассказывает о нем.

Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было сильно холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды.

А русская легенда утверждает, что однажды Старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Страницы: 36 37 38 39 40 41 42 43 44

АНДЖАН Антон Иосифович (1892-1974) , российский художник, мастер художественного грима. В 1925-27 на студии "Госкино", затем на "Ленфильме", с 1945 на "Мосфильме". Создал гримы исторических персонажей во многих кинофильмах. Государственная премия СССР (1949).

ЕВФРОСИН (в миру Елеазар) Псковский , Спасо-Елеазаровский (ум. 1481), преподобный, чудотворец, основатель Спасо-Елеазаровского монастыря (ок. 1425) на реке Толве недалеко от Пскова. Память в Православной церкви 15 (28) мая.

ШМОЛЛЕР (Schmoller) Густав (1838-1917) , немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, иностранный член-корреспондент (1890), иностранный почетный член (1901) Петербургской АН. Представитель новой (молодой) исторической школы политэкономии. Полагал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, объект которого - намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер социальных институтов, природные и другие условия, определяющие поведение экономических субъектов. Активный сторонник государственного вмешательства в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики.