Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Страница 44

3) Объяснить правописание слов: казалось, оголяли, тащили, вредители, уничтожают, охранять, шевелилась, передвигались.

4) Выделить восклицательные предложения.

Слова для справок: справиться с бедой, полчища, гусеницы, произошло, дружинников, корабельный лес.

Приложение №16

«От экологии природы – к экологии души»

Стихотворения для проверочного списывания.

Тема: «Предложение. Большая буква в начале предложения, точка в конце».

Зима пришла.

1) В свежем воздухе сверкает

Первый чистенький снежок

И румянит детям щеки

Легкий зимний холодок. (16 слов).

(И. Михайлов).

2) Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть. (21 слово).

(А. Блок).

Тема: «Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ]. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Сочетания чк, чн, кч, нч»

3) В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

(Е. Трутнева)

4) Осенние денечки.

В саду большие лужи.

Последние листочки

Холодный ветер кружит.

(О. Высотский)

Тема: «Ударение. Ударные и безударные гласные».

5) Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нем листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

Опушит нам окна наши

В детской и везде

Загорятся звезды краше,

Лед прильнет к воде. (31 слово).

(К. Бальмонт).

6) Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

(С. Маршак).

2 кл. Тема: «Разделительный мягкий знак».

1) С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

(А. Майков).

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

… и вот сама

2) Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг лугов…

(А. Пушкин).

Тема: «Правописание непроизносимых согласных».

3) Русская береза

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

(Вс. Рождественский).

4) Елка в блестках ледяных,

В теплых слезах смоляных.

Свежая, зеленая,

Солнцем озаренная.

(А. Барто).

Тема: «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих».

5) Ночь.

Тихо дремлет река,

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

(С. Есенин).

3 кл. Тема: «Однородные члены предложения».

1) Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

(И. Никитин).

Тема: «правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го, склонения в единственном числе».

2) Березка.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза – и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Страницы: 40 41 42 43 44 45

БОМБАЖ (франц . bombage) консервов, вздутие консервной банки - образование газов в связи с размножением в консервах микроорганизмов (консервы непригодны к употреблению) или вследствие т. н. ложного бомбажа (напр., углекислый бомбаж при приготовлении консервов из парного мяса).

АКВАТОРИЯ [от лат . аqua - вода и (терри)тория], участок водной поверхности в установленных границах района океана, моря, водохранилища или порта. Служат для стоянки судов под разгрузкой и погрузкой (портовая акватория), для достройки и ремонта судов (заводская акватория), для испытания техники (водный полигон) и др.

ЛЮ ФУТУН (? - 1363) , один из руководителей "Красных войск" восстания 1351-68 в Сев. Китае. Погиб в бою.