Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 44
3) Объяснить правописание слов: казалось, оголяли, тащили, вредители, уничтожают, охранять, шевелилась, передвигались.
4) Выделить восклицательные предложения.
Слова для справок: справиться с бедой, полчища, гусеницы, произошло, дружинников, корабельный лес.
Приложение №16
«От экологии природы – к экологии души»
Стихотворения для проверочного списывания.
Тема: «Предложение. Большая буква в начале предложения, точка в конце».
Зима пришла.
1) В свежем воздухе сверкает
Первый чистенький снежок
И румянит детям щеки
Легкий зимний холодок. (16 слов).
(И. Михайлов).
2) Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть. (21 слово).
(А. Блок).
Тема: «Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ]. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Сочетания чк, чн, кч, нч»
3) В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!
(Е. Трутнева)
4) Осенние денечки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
(О. Высотский)
Тема: «Ударение. Ударные и безударные гласные».
5) Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши
В детской и везде
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде. (31 слово).
(К. Бальмонт).
6) Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
(С. Маршак).
2 кл. Тема: «Разделительный мягкий знак».
1) С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
(А. Майков).
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
… и вот сама
2) Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг лугов…
(А. Пушкин).
Тема: «Правописание непроизносимых согласных».
3) Русская береза
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
(Вс. Рождественский).
4) Елка в блестках ледяных,
В теплых слезах смоляных.
Свежая, зеленая,
Солнцем озаренная.
(А. Барто).
Тема: «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих».
5) Ночь.
Тихо дремлет река,
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
(С. Есенин).
3 кл. Тема: «Однородные члены предложения».
1) Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
(И. Никитин).
Тема: «правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го, склонения в единственном числе».
2) Березка.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза – и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
ОСТЕРМАН-ТОЛСТОЙ Александр Иванович (1770-1857) , российский генерал от инфантерии (1817), граф (1796). В Отечественную войну 1812 и заграничных походах русской армии 1813-14, командуя пехотным корпусом, отличился во многих сражениях, особенно при Бородине и Кульме.
ФЮЗЕЛЯЖ (франц . fuselage, от fuseau - веретено), корпус летательного аппарата. Связывает между собой крылья, оперение и (иногда) шасси. В фюзеляже обычно размещаются экипаж, пассажиры, грузы, оборудование.
ВИШНЕВЕЦКИЕ , княжеский род Речи Посполитой 16-17 вв., магнаты Левобережной Украины, владели землями с населением св. 300 тыс. человек, имели свои крепости и войска. Занимали высшие должности в государстве и войске.