Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Страница 35

11.Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям – составление динамической картины о весне (на фланелеграфе с помощью аппликации).

- Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже «описывают» природу с помощью звуков, музыки. Давайте сейчас мы как бы «нарисуем», «создадим» с помощью аппликации и музыки «иллюстрацию» к данным текстам.

а) Слушание произведение П. И. Чайковского «Подснежник»

- Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, - какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине. (Представления и рассказы детей).

б) Чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежник».

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

(П. Соловьев)

в) Составление динамической картины.

г) Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к этой динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами» и стихотворение С. Маршака «Весна»):

…Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея блещут небеса.

Еще прозрачнее леса

Как будто пухом зеленеют…

* * *

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

- Что объединяет стихи Пушкина и Маршака и нашу составленную картину?

г) выводы учителя.

12.Заключительное слово «Весны»:

а) благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь, любить, охранять родную природу;

б) рассказ о давнем русском обычае – весеннем празднике «Прилет жаворонков»;

в) подарки гостям и детям;

г) чтение учеником стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»;

д) прощание с ребятами.

13.Подведение итогов урока. Обобщение. Оценки.

14.Задание на дом (творческое, по выбору).

Приложение №13

Тема: «упражнение в проверке безударных гласных».

Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; развитие творческого воображения учащихся; воспитание любви к родной природе.

Оборудование: портрет С. Есенина; картина с изображением «зимней» березы; тексты стихотворения С. Есенина «Береза».

Ход урока

1. Постановка цели урока.

2. вступительная беседа.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

БОЛЕЗНЬ , нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т. д. У человека и животных болезнь выделяют в определенную нозологическую форму, если известны ее причины, патогенез, характерные изменения в органах (см. также Синдром). Болезни животных наносят ущерб животноводству; возбудители некоторых из них опасны и для человека, вызывая, напр., бруцеллез, трихофитию и другие заболевания. У растений, как и у животных, наряду с инфекционными (вирусными, бактериальными, грибными и др.) болезнями наблюдаются патологические процессы, обусловленные неблагоприятными абиотическими факторами среды; болезни растений наносят ущерб сельскому и лесному хозяйству.

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ КИНОСТУДИЯ , создана в 1943. Первоначально выпускала хроникальные и учебные, с 1956 художественные, документальные и научно-популярные фильмы. Среди художественных фильмов: "Во власти золота" (1957), "Сильные духом" (1967), "Трембита" (1968), "Приваловские миллионы" (1974), "В ночь лунного затмения" (1978), "Золотая баба" (1986), "Залив счастья" (1987).

ЕЛАГИН Сергей Иванович (1824-68) , историк российского военно-морского флота, капитан 1-го ранга (1866). Автор "Истории русского флота. Период Азовский" (1864), подготовил к изданию 5 томов "Материалов для истории русского флота" (1865-75), составил "Список судов Балтийского флота... с 1702 по 1725" (1867). Работа Елагина была продолжена Ф. Ф. Веселаго.