Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Страница 35

11.Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям – составление динамической картины о весне (на фланелеграфе с помощью аппликации).

- Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже «описывают» природу с помощью звуков, музыки. Давайте сейчас мы как бы «нарисуем», «создадим» с помощью аппликации и музыки «иллюстрацию» к данным текстам.

а) Слушание произведение П. И. Чайковского «Подснежник»

- Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, - какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине. (Представления и рассказы детей).

б) Чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежник».

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

(П. Соловьев)

в) Составление динамической картины.

г) Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к этой динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами» и стихотворение С. Маршака «Весна»):

…Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея блещут небеса.

Еще прозрачнее леса

Как будто пухом зеленеют…

* * *

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

- Что объединяет стихи Пушкина и Маршака и нашу составленную картину?

г) выводы учителя.

12.Заключительное слово «Весны»:

а) благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь, любить, охранять родную природу;

б) рассказ о давнем русском обычае – весеннем празднике «Прилет жаворонков»;

в) подарки гостям и детям;

г) чтение учеником стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»;

д) прощание с ребятами.

13.Подведение итогов урока. Обобщение. Оценки.

14.Задание на дом (творческое, по выбору).

Приложение №13

Тема: «упражнение в проверке безударных гласных».

Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; развитие творческого воображения учащихся; воспитание любви к родной природе.

Оборудование: портрет С. Есенина; картина с изображением «зимней» березы; тексты стихотворения С. Есенина «Береза».

Ход урока

1. Постановка цели урока.

2. вступительная беседа.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

ЖРД , см. Жидкостный ракетный двигатель.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89) , русский писатель, публицист, литературный критик. В 1856-62 один из руководителей журнала "Современник"; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций "Барским крестьянам от доброжелателей поклон", заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах "Что делать?" (1863) и "Пролог" (ок. 1867-69).

БАСТИЛИЯ (Bastille) , крепость в Париже, построена в 1370-82; с 15 в. государственная тюрьма. Штурм Бастилии (14 июля 1789) восставшим народом явился началом Великой французской революции (отмечается с 1880 как национальный праздник Франции). В 1790 Бастилия была срыта.