Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 35
11.Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям – составление динамической картины о весне (на фланелеграфе с помощью аппликации).
- Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже «описывают» природу с помощью звуков, музыки. Давайте сейчас мы как бы «нарисуем», «создадим» с помощью аппликации и музыки «иллюстрацию» к данным текстам.
а) Слушание произведение П. И. Чайковского «Подснежник»
- Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, - какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине. (Представления и рассказы детей).
б) Чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежник».
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
(П. Соловьев)
в) Составление динамической картины.
г) Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к этой динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами» и стихотворение С. Маршака «Весна»):
…Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
Еще прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют…
* * *
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше…
- Что объединяет стихи Пушкина и Маршака и нашу составленную картину?
г) выводы учителя.
12.Заключительное слово «Весны»:
а) благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь, любить, охранять родную природу;
б) рассказ о давнем русском обычае – весеннем празднике «Прилет жаворонков»;
в) подарки гостям и детям;
г) чтение учеником стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»;
д) прощание с ребятами.
13.Подведение итогов урока. Обобщение. Оценки.
14.Задание на дом (творческое, по выбору).
Приложение №13
Тема: «упражнение в проверке безударных гласных».
Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; развитие творческого воображения учащихся; воспитание любви к родной природе.
Оборудование: портрет С. Есенина; картина с изображением «зимней» березы; тексты стихотворения С. Есенина «Береза».
Ход урока
1. Постановка цели урока.
2. вступительная беседа.
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.
ЖИГАНОВ Назиб Гаязович (1911-88) , татарский композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы "Золотоволосая" (1941), "Джалиль" (1957), балеты, 16 симфоний, в т. ч. "Сабантуй" (1968) и др. Профессор Казанской консерватории (с 1953). Государственная премия СССР (1948, 1950, 1970).
НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (слоевцовые , или талломные, растения), подцарство растений. Тело низшего растения (таллом, или слоевище) не расчленено на корень, стебель и лист. Включают только водоросли. Ранее к низшим растениям относили бактерии, актиномицеты, слизевики, грибы, водоросли, лишайники, т. е. все организмы, кроме высших растений и животных.
БИЛИРУБИН (от лат . bilis - желчь и ruber - красный), оранжево-коричневый пигмент желчи; продукт распада гемоглобина. Образуется главным образом в печени, откуда поступает с желчью в кишечник, незначительная часть в кровь. При некоторых болезнях печени определение содержания билирубина в крови и моче имеет диагностическое значение.