Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 32
Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем «расписывать» рисунок, чтобы подготовить руку к письму.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(Учащиеся разными штрихами и элементами букв «раскрашивают» рисунок.)
4. Работа в тетради.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку. А сейчас вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и проведем словарный диктант «Буковка» на слова с безударными гласными. Эти слова нам встретятся в текстах.
е, о, и, а, я
(З…леный, скв…рцы, л…сточки, д…лекая, нар…дились.)
Проверим свою работу с тем, что написано на доске.
5. Работа с 1-м текстом:
- Сейчас мы начнем читать и разбирать тексты о весне.
…Пришла весна. Наступил первый весенний месяц – март. Все месяцы года хороши по своему, но март – это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться. Еще кругом лежит снег, и лед стоит на реках. Морозно и ветренно, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.
Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!
Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все веселее. Солнышко греет все дольше и теплее. Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.
Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зеленые кружева. Как прекрасно в лесу!
а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.
- Ребята, так почему же говорят, что «март – это особенный месяц года»?
Как все изменилось вокруг с приходом весны?
Сейчас повторно прочитаем этот текст. Подумайте, как его можно озаглавить.
Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия. Так вот вы сами и озаглавьте его.
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам «цепочкой» (4чел.)
- О чем прочитал каждый из вас?
в) Озаглавливание текста.
- Как же озаглавим этот текст? «Весна пришла», «Начало весны», «Голубой март».
г) Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту.
- Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март называют голубым? Докажите.
ТХАГАЗИТОВ Зубер Мухамедович (р . 1934), кабардинский поэт. В сборниках стихов "Взбираюсь в гору" (1960), "Надежда" (1976), "Иду к тебе" (1978), "Рождение песни" (1989) сплав народно-песенного начала с современной проблематикой.
ЮНГ Карл Густав (1875-1961) , швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
ФИЛЫ (греч . phylai), в Др. Греции родоплеменные объединения, преобразованные затем в территориальные округа.