Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 32
Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем «расписывать» рисунок, чтобы подготовить руку к письму.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(Учащиеся разными штрихами и элементами букв «раскрашивают» рисунок.)
4. Работа в тетради.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку. А сейчас вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и проведем словарный диктант «Буковка» на слова с безударными гласными. Эти слова нам встретятся в текстах.
е, о, и, а, я
(З…леный, скв…рцы, л…сточки, д…лекая, нар…дились.)
Проверим свою работу с тем, что написано на доске.
5. Работа с 1-м текстом:
- Сейчас мы начнем читать и разбирать тексты о весне.
…Пришла весна. Наступил первый весенний месяц – март. Все месяцы года хороши по своему, но март – это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться. Еще кругом лежит снег, и лед стоит на реках. Морозно и ветренно, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.
Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!
Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все веселее. Солнышко греет все дольше и теплее. Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.
Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зеленые кружева. Как прекрасно в лесу!
а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.
- Ребята, так почему же говорят, что «март – это особенный месяц года»?
Как все изменилось вокруг с приходом весны?
Сейчас повторно прочитаем этот текст. Подумайте, как его можно озаглавить.
Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия. Так вот вы сами и озаглавьте его.
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам «цепочкой» (4чел.)
- О чем прочитал каждый из вас?
в) Озаглавливание текста.
- Как же озаглавим этот текст? «Весна пришла», «Начало весны», «Голубой март».
г) Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту.
- Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март называют голубым? Докажите.
ХО КЮЙ ЛИ (1335-1407) , король (1400) Вьетнама, фактический правитель страны с 1378. Провел ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти.
"БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" , научное справочно-энциклопедическое издательство, Москва. Основано в 1925 как акционерное общество "Советская энциклопедия". С 1930 Государственное словарно-энциклопедическое издательство, в 1935-49 Государственный институт (в 1944-49 Государственный научный институт) "Советская энциклопедия", с 1949 Государственное научное издательство (до 1959 "Большая советская энциклопедия", до 1963 "Советская энциклопедия"), с 1963 издательство того же названия (выпускало справочно-энциклопедические и до 1974 лингвистические справочные издания). Современное название с 1991. Выпускает универсальные и отраслевые энциклопедии, энциклопедические словари по различным областям науки, техники и культуры, региональные, биографические и другие справочные издания. В 1926-91 вышло в свет 635 томов изданий общим тиражом ок. 88,5 млн. экземпляров.
ЧУФРИН Геннадий Илларионович (р . 1935), российский ученый, член-корреспондент РАН (1994). Труды по истории и экономике стран Юго-Вост. Азии.