Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 28
- В какой форме даны глаголы в словаре? (В неопределенной).
- Почему она так называется? (Нельзя определить ни время, ни число, ни лицо глагола).
- Попробуйте определить спряжение этих глаголов. (лазить – суффикс И в неопределенной форме показывает, что глагол II спряжения и т.д.).
- Какие слова напоминают нам о приходе весны? (лазурь, лазурный, ландыш, ласточка, лебедь).
- Верно, ребята. В воздухе чувствуется весна. А кто нам приносит весну? (Птицы).
3. Коллективная работа в форме игры «Телефон».
- Следующее путешествие мы совершим в долину птиц. Проведем его в форме игры «Телефон».
Каждый ученик на первой парте получает предложение, записанное на листе бумаги. Ученик читает его, повторяет и, поворачиваясь назад, передает орфографически четко своему соседу, сидящему сзади. Тот, в свою очередь, проделывает то же и передает другому ученику, сидящему сзади. Учитель вызывает любого, сидящего в этой цепочке, и ученик должен четко проговаривать заданное предложение.
Учитель раздает листочки с предложениями шестерым ученикам на первых партах. Прочитали, выучили, орфографически четко передали соседу.
1 карточка.
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
2 карточка.
Кто там за плугом носится вскочь?
3 карточка.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
4 карточка.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
5 карточка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
6 карточка.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Встают два ученика первого ряда (по выбору учителя) и каждый четко проговаривает свое предложение, являющееся частью загадки. Кто это? (Грач). Назовите орфограмму этого слова. (Существительное, мужского рода с шипящим на конце, Ь не пишем.)
ТЕОРБА , струнный щипковый музыкальный инструмент, басовая разновидность лютни.
ПОЛОЦКИЙ СИМЕОН , см. Симеон Полоцкий.
ФЕМТО ... (от лат. femten - пятнадцать), приставка к наименованию единицы физической величины, служит для образования дольной единицы, равной 10-15 от исходной. Обозначается фм; пример: 1 фм = 10-15 м.