Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 30
В литературе различают два вида конструирования: техническое и художественное.
Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе.
Художественное конструирование наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.(65,с.45)
Исследование вопроса об определениях понятия "дизайна" в энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической литературе позволило нам сформулировать рабочие определения понятий "дизайн", которое наиболее подходит к исследуемой проблеме.
Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.
Дизайн объединяет 2 аспекта:
-утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность.
-эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.(38,с.10)
На практике у учащихся развивать конструкторское мышление через организацию продуктивной творческой деятельности учащихся на базе формирования у них элементов графической грамоты и технических представлений, через включение школьников в процесс решения элементарных конструкторских задач.
Мы считаем, что на уроках труда необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.
С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:
-единство цвета и формы;
-сочетание материала и формы;
-соответствие формы назначению;
-пропорциональность различных форм в композиции.
Этот комплекс знаний мы называем художественно-конструкторскими или дизайнерскими. Рассмотрим использование этих знаний на уроках трудового обучения всвязи с эстетическим воспитанием учащихся.
Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности.
Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С.,Пестоногова Л.П.,Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений.
КУБОЗОЛИ , водорастворимые соли кислых сернокислых эфиров лейкосоединений кубовых красителей. Применяются для крашения целлюлозных волокон.
ИОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius) (37 - после 100) , древнееврейский историк. Изменил восставшим и сдался римлянам во время Иудейской войны против Рима. Автор "Иудейской войны" (с проримских позиций), "Иудейских древностей" (апологетика иудеев), "Жизни" (автобиография с попыткой самооправдания в измене) и др.
ЧЕЗАРЕ БОРДЖА (Cesare Borgia) (ок . 1475-1507), правитель Романьи (Италия) с 1499. С помощью своего отца римского папы Александра VI создал в Ср. Италии обширное государство, в котором пользовался абсолютной властью. После смерти Александра VI (1503) потерял Романью; с 1506 кондотьер короля Наварры.