Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 26

Правильно использовать цвет поможет знание основных положений цветоведения, дающих представление о главных гармонических, психологических и оптических свойствах цвета. Используя цветовой круг, можно составить разнообразные цветовые гаммы и созвучия.

Назовем 4 основных приема гармонических сочетаний цветов:

1) Комбинирование темных и светлых оттенков одного цвета.

2) Комбинирование цветов одной цветовой области (на круге -цвета одного сектора + 2 прилегающие к нему).

Цветовая гармония, достигаемая этими двумя приемами называется нюансной, так как строится на соотношениях оттенков одного цвета или близких цветов. Достигаемые при этом мягкие цветовые сочетания создают в интерьере спокойную обстановку, приятное для глаз равновесие. Избежать разнообразие поможет включение в спокойную, нюансную цветовую гамму ярких "пятен" близких или противоположных цветов. Кроме того, в самых разнообразных цветовых решениях можно использовать ахроматические цвета – белый, серый, черный, так как они хорошо сочетаются с другими цветами.

3) Использование цветов одной светлой или темной степени насыщенности, так как в данном случае берутся только неяркие цвета, сочетания даже противоположных по цветовому кругу цветов выглядит назойливым и пестрым.

4) Дает возможность сочетать цвета по принципу дополнения (на круге –цвета, секторов, лежащих напротив друг друга.

Такие комбинации основаны на эффекте усиления цвета. Но если расположить их рядом, то они взаимно усиливают (дополняют ) друг друга. Это свойство можно использовать, если необходимо выделить тот или иной элемент интерьера. Оживить некоторую монотонность общего цветового решения жилой ячейки. Для создания наиболее выразительных цветовых комбинаций, составленных по принципу дополнения, рекомендуется соблюдать определенные пропорции в соотношении основных и дополнительных цветов и оттенков.

Замечено, что зрение человека реагирует на пропорции различных цветов, исходя из силы цвета и площади,которую он занимает. Практика показывает,что наиболее приемлемые пропорции составляют 1\4 желтого и 3\4 фиолетового, 2\3 синего и 2\3 оранжевого, 1\2 красного и 1\2 зеленого.

Однако, эти соотношения не являются жесткими для приглушенных или осветленных тонов. В этих случаях лучше всего придерживаться общего правила: чем интенсивнее тон цвета, тем меньше должна быть его поверхность.

Наиболее благотворно на нервную систему человека воздействуют желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые. серебристо-серые цвета. Красный, фиолетовый, синий -утомляют зрение и возбуждают. Их применение должно быть сдержанным и осторожным, в основном для небольших плоскостей и отдельных предметов.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

БРЫЛЬ Янка (Иван Антонович) (р . 1917), белорусский писатель, народный писатель Белоруссии (1981). Повесть "В Заболотье светает" (1950), сборники рассказов "Мой край родной" (1960). "Еще раз первый снег" (1977), сборник лирических миниатюр "Горсть солнечных лучей" (1965), документальная книга "Я - из огненной деревни" (1977; совместно с А. Адамовичем и В. Колесником), очерки, книги для детей. Государственная премия СССР (1952).

ИЛЬИНСКИЙ Алексей Порфирьевич (1888-1945) , российский геоботаник. Основные исследования по динамике и устойчивости биоценозов. Работы по дендрологии и садовому строительству. Автор обобщающей сводки "Растительность земного шара" (1937).

ВАССИАН ТОПОРКОВ , коломенский епископ с 1525, племянник и последователь Иосифа Волоцкого. Боролся с нестяжателями. Пользовался большим влиянием при Василии III. С 1542 игумен Песношского монастыря в Дмитровском уезде.