Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 192

С помощью компонентов технического знания в педагогике сегодня образуется целый ряд сложно-составных понятий: "педагогическая технология", "педагогическая техника", "технология образования", "технология воспитания", "педагогическое моделирование", "педагогическое проектирование", "педагогическое конструирование", а также таких, как "стандартизация", "лицензирование", "сертификация", "педагогический менеджмент", "педагогический маркетинг", "школа-биржа", "бизнес-класс", "качество обучения", "оптимизация обучения" и др. Здесь мы основываемся на широком толковании технического знания, позволяющим включить в его состав собственно технические, технологические, производственные, трудовые и отчасти экономические компоненты. В этом мы опираемся как на философскую, так и на педагогическую традиции (217. С.59, 354, С.138-139). Каждое из названных понятий вбирает в себя минимум данные двух отраслей знания - педагогического и технического. В случае же со стандартизацией, лицензированием речь идет о синтезе педагогических, технических, экономических и в известной мере социально-правовых показателей.

Огромными интегративными возможностями наделены педагогические теории (концепции). В первой главе нами представлен и описан ряд интегративно-педагогических концепций и систем. Однако ими не исчерпывается совокупность теорий (концепций), несущих в себе достаточно мощный интегративный потенциал. Есть все основания согласиться с В.И.Звягинским, утверждающим, что интегративные тенденции находят отражение в исследованиях проблем комплексного подхода к воспитанию (Ю.К.Бабанский, И.В.Кабатченко, З.И.Мосносзон, М.М.Поташник, Г.Н.Филонов и др.), вопросов развивающего и воспитывающего обучения (Г.Д.Кириллова, Б.Т.Лихачев, И.Я.Лернер, М.А.Махмутов, М.Н.Скаткин, П.И.Пидкасистый и др.), в исследованиях преемственности обучения и воспитания в школе и вузе (С.М.Годник, П.И.Пидкасистый, В.Э.Тамарин), в разработке теории и методики эвристического программирования (В.Н.Андреев) и многих других направлениях и подходах (158). Мы со своей стороны включаем в этот перечень можно внести концепцию концентрированного обучения (Г.И.Ибрагимов); концепцию укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев); концепцию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); концепцию кооперированного обучения и коллективно-групповой мыследеятельности (Л.Бакман, Р.Джонсон; и И.В.Первин, К.Вазина) и др.

В качестве примера укажем на теорию проблемного обучения, "имеющую интегральный характер" (М.И.Махмутов). Нами рассмотрены показатели проблемного обучения, позволяющие судить о высокой степени его интегративности на трех основных уровнях - методологическом, теоретическом и практическом. Так, на методологическом уровне к этим показателям мы отнесли: а) синтетичность понятий, составляющих основу теории проблемного обучения; б) унификацию понятий, проделываемая в ходе методологического обоснования проблемного обучения; в) активное использование общенаучных подходов при исследовании сущности и особенностей проблемного обучения; г) универсализация методов (505, 506).

Страницы: 188 189 190 191 192 193 194 195 196

КОННЫЙ СПОРТ , состязания в верховой езде на лошадях. Основные виды: выездка; конкур-иппик (преодоление препятствий); троеборье - манежная езда (упражнения на основных аллюрах), полевые испытания (движение по дорогам, стипл-чейз, кросс) и преодоление препятствий; скачки; конные охоты; вольтижировка и др. В программе Олимпийских игр с 1900; чемпионаты мира и Европы с 1953. В Международной федерации конного спорта - ФЕИ (FEI; основана в 1921) 92 страны (1991).

МАНАКОВ Геннадий Михайлович (р . 1950), российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1990). Герой Советского Союза (1990). Полет на "Союзе ТМ-10" и орбитальном комплексе "Мир" (август - декабрь 1990), "Союзе ТМ-16" и орбитальном комплексе "Мир" (январь - июль 1993).

ЦЕРЕ (лат . Caere), современная Черветери (Cerveteri, Италия), древний город-государство этрусков; в 358 до н. э. завоеван римлянами. Некрополь Цере известен богатыми погребениями.