Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 191
Значительными интегративными возможностями в педагогике обладают компоненты философского, общенаучного, психологического и технического знания. В литературе указывается на наличие трех моментов, раскрывающих интегративный характер философского знания: а) философия выступает как обобщенное знание; б) всеобщий характер философских обобщений; в) философия служит центром связи дисциплин (312. С.27-29). Примерно таким же качествами наделено общенаучное знание. В частности это касается общенаучных понятий, характеризуемых "как понятия наиболее широкие по объему и возможностям продуктивного использования в познании мира", вследствие чего так или иначе связанные "с интегративными процессами и тенденциями" (113. С.138, С.142). Все это позволяет компонентам философского и общенаучного знания занимать стратегические позиции в структуре любого знания, в том числе педагогического, ассимилировать их объемные и сущностные составляющие. Например, философские категории "предмет", "цель", "принцип", "содержание", "метод", "форма" служат в качестве исходного гносеологического материала при формировании категориального каркаса педагогики. Общенаучные понятия "система", "деятельность", "структура", "процесс" и др., активно используемые в образовательной сфере, способны вместить в своих объемных и содержательных характеристиках практически бесконечный ряд педагогических составляющих, служить категориальной основой для синтеза в "теле" педагогики знаний и соответствующих онтологических представлений самой различной природы. Так, в профессиональной педагогике данные понятия служат средством интеграции педагогического и технического знания, что нередко осуществляется путем формирования "комплексных, сложно-составных понятий" (Ю.С.Тюнников) типа "система производственного обучения", "структура учебно-производственного процесса", "инженерно-педагогическая деятельность" и т.д.
Интегративными потенциалом обладают компоненты психологического и технического знания, активно внедряемые сегодня в педагогическую область. Интегративность психологического знания задается ее непосредственной "привязанностью" к человеку, личности. Например, значительный вес в педагогике приобретают понятия как "личностный потенциал", "внутренний потенциал личности", "потребности личности", "интересы личности", "желания личности", каждое из которых способны ассимилировать в себе огромное число психолого-педагогических представлений, фактов, процессов.
ВОНСОВСКИЙ Сергей Васильевич (р . 1910), российский физик-теоретик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966), Герой Социалистического Труда (1969). Председатель Президиума Уральского научного центра АН СССР (1971-86). Основатель школы по теории магнетизма. Труды по теории твердого тела, магнитных явлений, теории металлов и сплавов, полупроводников, сверхпроводимости. Государственная премия СССР (1975, 1982).
ЧИБЧА , группа индейских народов (куна, гуайми, муиски, пасто и др.) в Юж. и Центр. Америке. 635 тыс. человек (1992). Языки чибчанские. Верующие - католики.
ГАРДА (франц . garde, основное значение - охрана), часть эфеса клинкового холодного оружия, служащая для защиты от удара кисти руки.