Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 189

2. Учет всего многообразия данных организационноинформационного, целевого, эвристико-методологического и иного характера при осуществлении интегративно-педагогической деятельности; недопустимость их ранжирования по принципу "важности" ("неважности).

3. Соблюдение последовательности этапов ИПД при одновременном допущении возможности влияния как предшествующих звеньев на последующие, так и последующих на предшествующие.

5.4. Структура, состав и опыт применения средств интегративно-педагогической деятельности

В самом широком смысле слова средство есть способность предмета служить цели (Гегель). Средство - это не только вещь, орудие, инструмент, средством является и сама целесообразная деятельность человека. Роль средства могут играть и невещественные компоненты: знания, умения, опыт той или иной деятельности. Такой подход обусловливает правомерность выделения двух групп средств - материальных и идеальных. В педагогике к первым причисляются объекты окружающей среды: действиющие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.д.; ко вторым - предметные и психолого-педагогические знания, их прцоессуальнодеятельностные проявления - педагогические умения и навыки. Соответственно к дидактическим средствам, с одной стороны, относят предметы, воздействующие на зрение, слух учащихся, с другой - педагогическую профилактику, педагогическую диагностику, проблемное и групповое обучение (255).

Особую значимость представляет для нас плодотворная попытка системного рассмотрения процедурных характеристик интегративного процесса как совокупности способов, приемов и средств (307). Способы определяются как совокупность педагогических действий, ориентированная на развитие той или иной формы интегративного процесса. Приемы квалифицируются как логические операции, приводящие к взаимодействию разнородных элементов процесса обучения (обобщение, экстраполяция, конкретизация, моделирование, структурирование и др.). Собственно средства интеграции характеризуются как способы включения обучаемых в процесс овладения интегрированным учебным и внеучебным материалом (комплексные проблемные вопросы, комплексные задачи, комплексные задания).

Из выше приведенного о средствах следует: а) допустимо широкое толкование педагогических средств, предполагающее возможность выделения материальных и идеальных средств, а также собственно средств, способов и приемов; б) возможно выявление средств по различным основаниям; в) есть необходимость в разграничении форм выражения (материальная, идеальная) и областей (практическая, теоретическая, методологическая) средств. Основываясь на данных выводах, мы выстраиваем следующую структуру средств ИПД:

Страницы: 185 186 187 188 189 190 191 192 193

НЕЙСТОН (от греч . neustos - плавающий), совокупность организмов, обитающих у поверхностной пленки воды (сверху или снизу от нее) пресных и морских водоемов. В составе нейстона: простейшие, клопы-водомерки, жуки-вертячки, личинки комаров, некоторые моллюски и др. К морскому нейстону относят также обитателей верхнего (0-5 см) слоя воды.

ВЯТСКИЙ УВАЛ , возвышенность в Республике Марий Эл и Кировской обл. Высота 284 м. Сложена доломитами, известняками и гипсами; развит карст. Пересекается долиной р. Вятка. Хвойные леса.

ЖАРОВ Александр Алексеевич (1904-84) , русский поэт. В поэме "Гармонь" (1926) - быт деревни, образы комсомольцев 20-х гг. Стихи, тексты популярных песен (сборник "Счастье в каждый дом", 1975).