Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 195

Категориальный синтез предполагает сведение к единому знаменателю как содержательно-объемных характеристик понятий, так и всей совокупности фактов, условий, принципов, закономерностей и других гносеологических составляющих, образующих "поле деятельности" той или иной категории. Различаются двухступенчатая и одноступенчатая формы категоризации. Элементы двухступенчатой (вертикальной) категоризации, например, отчетливо проявляются в учебном пособии А.С.Лынды (286). Так, глава "Содержание образования и обучение учащихся в училищах профтехобразования" разделена на две самостоятельные части: "Понятие о содержании образования и его составных частей" и "Содержание образования в профессионально-технических училищах". Двухступенчатое расположение материала ведет, на наш взгляд, к необоснованному отрыву общепедагогических положений от профессионально-педагогических, что создает условие для их механического суммирования, в то время как требуется их синтез.

Данный недостаток отсутствует при одноступенчатой (горизонтальной) категоризации, когда общепедагогические, профессионально-педагогические и производственно-технические составляющие выстраиваются в один описательно-объяснительный ряд. Так, в методических рекомендациях "Подготовка, проведение и анализ современного урока производственного обучения в среднем профтехучилище" (371) с самого начала речь идет об уроке производственного обучения, а не об уроке вообще. В то же время с самого начала в методических рекомендациях описание дается с позиций общепедагогической теории современного урока: уроки производственного обучения вписываются в общую технологию современного урока.

Сказанное о категориальном синтезе позволяет сделать вывод о необходимости учета его особенностей при составлении учебно-программной документации по профпедагогике.

Экстраполяция как способ интеграции педагогического и технического знания главным образом означает перенос понятий с производственно-техническим содержанием на педагогическую почву и, напротив, педагогических понятий в производственнотехническую сферу.

При обобщении наблюдается процесс СТЕРЖНЕЗАЦИИ. Его суть: общепедагогические понятия "обучение", "образование", "дидактика", "усвоение", "формирование", "применение" и др. входят в целый ряд профессионально-педагогических понятий. Следствием является "сращивание" педагогических и технических составляющих в данных понятиях, взятых в отдельности; установление связей не только между стержневыми и производными от них понятиями, но и между этими самыми производными, поскольку они оказываются связанными между собой одним стержнем.

Страницы: 191 192 193 194 195 196 197 198 199

ТАТАРИНОВ Павел Михайлович (1895-1976) , российский геолог, член-корреспондент АН СССР (1953). Труды по геологии нерудных полезных ископаемых. Президент Всесоюзного минералогического общества (1962-76).

НЕОПРЕН , торговое название хлоропреновых каучуков, выпускаемых в США.

АТРОПОС (Атропа) , в греческой мифологии одна из Мойр, перерезавшая нить человеческой жизни.