Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 194

2. Процессуальные средства делятся на способы и приемы. Способы - это совокупность операций логико-гносеологического характера, обусловливающих осуществление интеграционного процесса в системе научно-педагогического знания (унификация понятий, универсализация методов, категориальный синтез, экстраполяция (перенос), обобщение). Под приемами понимается совокупность форм реализации способов интеграции: расщепление и связывание понятий, простая и сложная формы наращения признаков педагогических понятий. Термины "расщепление понятий" и "связывание понятий" позаимствованы нами у А.Р.Познера (374). В качестве примера, указывающего на ход расщепления понятий, им берется случай с категорией "масса". Развитие физики одним из своих следствий имело образование на основе данного понятия двух автономных понятий, каждое из которых лишь в некоторой степени повторяющее исходное: "релятивистская масса" и "масса покоя". Процесс связывания понятий выражается в соединении качественно противоположных понятий в сложно-составных понятиях типа "пространственно-временной интервал". Тем самым подтверждается истина: критерием наличия связи между понятиями является их производность от одного и того же ближайшего функционального понятия.

Подробный анализ процессуальных средств на примере интеграции педагогического и технического знания представлен в наших работах (505, 506). Здесь ограничимся приведением из них фрагментов, причем в несколько измененном виде. Под унификацией в данном контексте подразумевается сведение педагогических и технических составляющих в содержании профессиональнопедагогических понятий к одному и тому же единству. Универсализация методов предполагает расширение области действия педагогических и производственно-технических методов путем их взаимопроникновения. Например, в свое время многие положения операционного метода, разработанного русскими педагогами, были успешно использованы при организации конвейерной системы на производстве. Это же относится к методам воспитательной деятельности А.С.Макаренко, нашедшим широкое применение, например, в организации производственного процесса в японской фирме "Сони". С другой стороны, производственные методы находят отражение в ряде систем производственного обучения. В частности, это относится к той же операционной системе обучения, к ЦИТовской системе обучения.

Страницы: 190 191 192 193 194 195 196 197 198

ПАВЛОВСКИЙ Александр Иванович (1927-93) , российский физик, академик РАН (1991), Герой Социалистического Труда. Труды по нейтронной физике и физике ускорителей заряженных частиц. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1953, 1983).

ОАХАКА (Оахака-де-Хуарес) (Oaxaca de Juarez) , город на юге Мексики, административный центр шт. Оахака. 212 тыс. жителей (1990). Пищевая промышленность. Кустарные промыслы. Университет, краеведческий музей. Основан в 1524. Собор (16-18 вв.), церковь Ла Соледад (1682-90), монастырь Санто-Доминго (основан в 1535).

ДИСПРОПОРЦИОНИРОВАНИЕ , в неорганической химии - реакция самоокисления-самовосстановления, напр. (над атомами приведены их степени окисления): 4KCl+5O3 3KCl+7O4 + KCl-1. Диспропорционирование в органической химии - обычно перераспределение атомов или их группировок между двумя одинаковыми молекулами, напр. 2СH3CH = CH2 CH3CH = CHCH3 + CH2 = CH2.