Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 194

2. Процессуальные средства делятся на способы и приемы. Способы - это совокупность операций логико-гносеологического характера, обусловливающих осуществление интеграционного процесса в системе научно-педагогического знания (унификация понятий, универсализация методов, категориальный синтез, экстраполяция (перенос), обобщение). Под приемами понимается совокупность форм реализации способов интеграции: расщепление и связывание понятий, простая и сложная формы наращения признаков педагогических понятий. Термины "расщепление понятий" и "связывание понятий" позаимствованы нами у А.Р.Познера (374). В качестве примера, указывающего на ход расщепления понятий, им берется случай с категорией "масса". Развитие физики одним из своих следствий имело образование на основе данного понятия двух автономных понятий, каждое из которых лишь в некоторой степени повторяющее исходное: "релятивистская масса" и "масса покоя". Процесс связывания понятий выражается в соединении качественно противоположных понятий в сложно-составных понятиях типа "пространственно-временной интервал". Тем самым подтверждается истина: критерием наличия связи между понятиями является их производность от одного и того же ближайшего функционального понятия.

Подробный анализ процессуальных средств на примере интеграции педагогического и технического знания представлен в наших работах (505, 506). Здесь ограничимся приведением из них фрагментов, причем в несколько измененном виде. Под унификацией в данном контексте подразумевается сведение педагогических и технических составляющих в содержании профессиональнопедагогических понятий к одному и тому же единству. Универсализация методов предполагает расширение области действия педагогических и производственно-технических методов путем их взаимопроникновения. Например, в свое время многие положения операционного метода, разработанного русскими педагогами, были успешно использованы при организации конвейерной системы на производстве. Это же относится к методам воспитательной деятельности А.С.Макаренко, нашедшим широкое применение, например, в организации производственного процесса в японской фирме "Сони". С другой стороны, производственные методы находят отражение в ряде систем производственного обучения. В частности, это относится к той же операционной системе обучения, к ЦИТовской системе обучения.

Страницы: 190 191 192 193 194 195 196 197 198

НОВЕЛЛА (итал . novella), малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики ("Пиковая дама" А. С. Пушкина, "Легкое дыхание" И. А. Бунина).

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52) , российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851-52).

ЯГЕЛЛОНЫ (Jagiellonowie) , королевская династия в Польше в 1386-1572, Великом княжестве Литовском в 1377-1401, 1440-1572, Венгрии в 1440-44, 1490-1526, Чехии в 1471-1526. Основатель - Ягайло.