Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 197

Системно-образовательные средства ИПД способствуют, во-первых, внутрисистемной интеграции (например, внутришкольной, внутриучилищной, внутривузовской интеграции); во-вторых, - межсистемной интеграции (например, - интеграции больших и малых систем, систем общего и профессионального образования); в-третьих, - эдукологической интеграции (например, - интеграция воспитательных сил общества, образования и производства); в-четвертых,- глобальной интеграции (например,- интеграции систем образования европейских стран). В каждом отдельном случае могут иметь место свои специфические средства. В первом случае роль средств интеграции способны сыграть кафедры- комплексы, объединяющие в себе специалистов различного профиля.

К числу внутрисистемных средств можно также отнести многопрофессиональные училища, объединяющие под одной крышей несколько ранее автономно существовавших учебных заведений начального профессионального образования. Так в Новосибирске в целях экономии учебных площадей, финансовых и материальных средств в 1998 году происходил процесс интеграции разнопрофильных училищ. Созданные таким образом училища-тресты (в них вводится единая система управления, проводится единая образовательная политика; выражаясь экономической терминологией, объединяются сбыт, производство, финансы) способны совмещать в себе, например, масштабную подготовку по таким, казалось бы далеко стоящим друг от друга специальностям, как парикмахер и каменщик. Появление подобного рода училищ-трестов способствует более органическому синтезу специальностей внутри каких-либо вновь образуемых интегративных профессий, востребованных современным развитием производства и экономики. Например, таких, как "оператор-программист электронно-вычислительных машин-бухгалтер", "оператор электронно-измерительных машин - бухгалтер", подготовка которых ведется в училище N 68 г. Екатеринбурга.

Эффективным средством межсистемной интеграции могут стать образовательные центра с развитой системой вертикальных и горизонтальных связей. В частности это относится к Уральскому профессионально-педагогическому университету, представляющему собой своеобразную образовательную холдинговую компанию, имеющую свою вертикальную (Соввет по защите докторских и кандидатских диссертаций, аспирантуру, магистратуру, бакалавриат, индустриально-педагогический колледж, институт допрофессионального образования) и горизонтальную (институт педагогической юриспунденции, институт экономики и социологии и другие структуры.

Такое построение университета способствует получению определенного интегрального эффекта от слияния в нем разноуровневых и достаточно разнокачественных составляющих, ускорению процесса диверсификации, т.е. расширению сферы его деятельности и компетенции. Средством межсистемной интеграции может стать институт высшего рабочего образования, способный органически соединить в себе низшее, среднее и высшее профессиональное образование (404).

Средствами эдукологической интеграции в недавнем прошлом являлись так называемые учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), социально-педагогические комплексы (СПК). Сегодня мощным средством эдукологической интеграции могут стать культурнообразовательные центры (КОЦы), описание одного из которых дано в первой главе диссертации, гуманитарно-педагогические центры (ГПЦ), один из вариантов которых разработан нами совместно с нашим диссертантом Н.Н.Хридиной. Не исчерпали своего потенциала и выше названные УНПК, СПК, а также общественные кафедры при предприятиях.

Страницы: 193 194 195 196 197 198 199 200 201

ЕЛЯКОВ Георгий Борисович (р . 1929), российский химик и биохимик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Основные труды по строению биологически активных соединений.

ЛИВАНОВ Борис Николаевич (1904-72) , российский актер, народный артист СССР (1948). С 1924 во МХАТе. Среди ролей: Швандя ("Любовь Яровая" К. А. Тренева), Ноздрев ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Соленый ("Три сестры" А. П. Чехова) и др. Снимался в фильмах: "Дубровский", "Адмирал Ушаков" и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947, 1949, 1950, 1970).

ЖИЗНЕВА Ольга Андреевна (1899-1972) , российская актриса, народная артистка Российской Федерации. В кино с 1924. Снималась в фильмах: "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах" (1926), "Гранатовый браслет" (1965), "Доживем до понедельника" (1968), "Цветы запоздалые" (1970) и др.