Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 197
Системно-образовательные средства ИПД способствуют, во-первых, внутрисистемной интеграции (например, внутришкольной, внутриучилищной, внутривузовской интеграции); во-вторых, - межсистемной интеграции (например, - интеграции больших и малых систем, систем общего и профессионального образования); в-третьих, - эдукологической интеграции (например, - интеграция воспитательных сил общества, образования и производства); в-четвертых,- глобальной интеграции (например,- интеграции систем образования европейских стран). В каждом отдельном случае могут иметь место свои специфические средства. В первом случае роль средств интеграции способны сыграть кафедры- комплексы, объединяющие в себе специалистов различного профиля.
К числу внутрисистемных средств можно также отнести многопрофессиональные училища, объединяющие под одной крышей несколько ранее автономно существовавших учебных заведений начального профессионального образования. Так в Новосибирске в целях экономии учебных площадей, финансовых и материальных средств в 1998 году происходил процесс интеграции разнопрофильных училищ. Созданные таким образом училища-тресты (в них вводится единая система управления, проводится единая образовательная политика; выражаясь экономической терминологией, объединяются сбыт, производство, финансы) способны совмещать в себе, например, масштабную подготовку по таким, казалось бы далеко стоящим друг от друга специальностям, как парикмахер и каменщик. Появление подобного рода училищ-трестов способствует более органическому синтезу специальностей внутри каких-либо вновь образуемых интегративных профессий, востребованных современным развитием производства и экономики. Например, таких, как "оператор-программист электронно-вычислительных машин-бухгалтер", "оператор электронно-измерительных машин - бухгалтер", подготовка которых ведется в училище N 68 г. Екатеринбурга.
Эффективным средством межсистемной интеграции могут стать образовательные центра с развитой системой вертикальных и горизонтальных связей. В частности это относится к Уральскому профессионально-педагогическому университету, представляющему собой своеобразную образовательную холдинговую компанию, имеющую свою вертикальную (Соввет по защите докторских и кандидатских диссертаций, аспирантуру, магистратуру, бакалавриат, индустриально-педагогический колледж, институт допрофессионального образования) и горизонтальную (институт педагогической юриспунденции, институт экономики и социологии и другие структуры.
Такое построение университета способствует получению определенного интегрального эффекта от слияния в нем разноуровневых и достаточно разнокачественных составляющих, ускорению процесса диверсификации, т.е. расширению сферы его деятельности и компетенции. Средством межсистемной интеграции может стать институт высшего рабочего образования, способный органически соединить в себе низшее, среднее и высшее профессиональное образование (404).
Средствами эдукологической интеграции в недавнем прошлом являлись так называемые учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), социально-педагогические комплексы (СПК). Сегодня мощным средством эдукологической интеграции могут стать культурнообразовательные центры (КОЦы), описание одного из которых дано в первой главе диссертации, гуманитарно-педагогические центры (ГПЦ), один из вариантов которых разработан нами совместно с нашим диссертантом Н.Н.Хридиной. Не исчерпали своего потенциала и выше названные УНПК, СПК, а также общественные кафедры при предприятиях.
ВАЛЫ РИМСКИЕ , система оборонительных сооружений Римской империи в 1-2 вв. для защиты от набегов варваров. Охранялись 15-25-тысячным войском. Наиболее известны: Траянов вал на территории современной Молдавии и Румынии, Адрианов и Антонинов в Англии, Верхнегерманский и Ретийский в древней Германии.
ОБЛАСТНИЧЕСТВО , общественное течение в России до 1917, добивавшееся культурной и экономической самостоятельности отдельных областей; см. Сибирские областники.
ОКАПИ , парнокопытное животное семейства жирафов. Длина ок. 2 м, высота в холке до 1,2 м, весит ок. 250 кг. Шея и ноги короче, чем у обыкновенного жирафа. Обитает в тропических лесах бассейна р. Конго (Африка). Редок, в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).