Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 200

Образовательно-дидактические средства педагогической интеграции в нашем случае представлены компонентами педагогического процесса, состав которых разнится у различных авторов. Например, Ю.К.Бабанский в их число включает цель, содержание, формы, методы и результат. В.С.Безрукова, со своей стороны называет шесть компонентов: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы. Несколько видоизменив распорядок расположения компонентов, мы выбираем последнюю классификацию: цель, принципы, содержание, средства, формы и методы. При анализе образовательно-дидактических средств мы исходим из принципа двойного толкования. С одной стороны мы признаем, что все они, без исключения, обладают иллюстративным потенциалом; с другой, - допускаем наличие собственно интегративных средств, разработанных в процессе специально-организованной интегративно-педагогической деятельности. Прежде всего это касается форм организации обучения, где сегодня мы имеем интегративный урок, а также содержания образования, где широкое распространение получили интегративные программы, курсы, дисциплины и т.д.

Педагогические цели являясь исходной основой осуществления всякой деятельности по образованию и воспитанию человека, аккумулируют в себе весь набор составляющих этой деятельности. В цели "сходятся" интеллектуально-идейные, мотивационные, содержательные, процессуальные, структурноморфологические и результирующие характеристики педагогической деятельности. Целью задаются принципы, содержание, методы, средства и формы педагогического процесса. Интегративность педагогической цели определяется и тем обстоятельством, что она выражает важнейшие структурные составляющие деятельности личности. Это хорошо иллюстрируется на примере таксономии целей, разработанной Б.Блумом и его учениками (Д.Кратвел и др.), где педагогические цели отражают три основные области человеческой деятельности - когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-целостную), психомоторную. Например, на уровне когнитивной области рекомендуется применение целей от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которых необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий, включая создание нового.

Страницы: 196 197 198 199 200 201 202 203 204

ЧУЛЫМО-ЕНИСЕЙСКАЯ КОТЛОВИНА , в горах Юж. Сибири, в Красноярском кр., между Кузнецким Алатау на западе и Вост. Саяном на востоке, Батеневским кряжем на юге и хр. Арга на севере. Высота до 550 м. Дренируется реками Енисей и Чулым. Много озер. Месторождения бурого угля (см. Канско-Ачинский угольный бассейн).

ФЛИШ , мощная серия морских осадочных горных пород преимущественно обломочного происхождения, характеризующаяся ритмичным чередованием нескольких литологических разновидностей слоев, гранулометрический состав которых уменьшается вверх по разрезу. Формируется на дне глубоких котловин у подножия т. н. кордильер - длинной цепи островов. Ритмичность обусловлена регулярно возникавшими мутьевыми потоками.

НЕКРАСОВ Николай Николаевич (1906-84) , российский экономист, академик АН СССР (1968). Основные труды по размещению производительных сил, экономике отраслей народного хозяйства. Государственная премия СССР (1970).