Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 202

Отталкиваясь от принципа единства гносеологических и онтологических координат, допускаем возможность сосуществания в составе содержания образования двух плоскостей действия интегративных средств - текстовой и предметно-практической. Исходя же из многоуровневой концепции содержания образования (И.А.Лернер, В.В.Краевский), можно допустить, что данные средства "работают" на уровне общего теоретического представления, уровне учебного предмета, уровне учебного материала, уровне педагогической деятельности и на уровне самой личности.

При рассмотрении интегративного потенциала средств педагогического процесса ограничимся плоскостью дидактической техники, включающей "в себя всякого рода технические устройства и ЭВМ, используемы в целях воспитания и обучения" (В.С.Безрукова). То есть, речь идет о применяемой в образовательных целях собственно техники как совокупности орудий, механизмов, машин, устройств, которая изначально служила человеку в качестве интегрирующего средства: уже простейшие орудия, помимо прочего, выполняли функцию интеграции средств интеграции человека в создаваемые им сообщества, в жизнедеятельность природы. Об интегративной природе технических средств свидетельствует выше приведенный факт превращения элементарного рычага в сознании гимназиста Успенского в символическое выражение единства всего.

Интегративный характер техники обусловливает прежде всего двойственной природой ее объектов, заключающейся наличием у них двух взаимодополняющих друг друга особенностей: а) искусственности (будучи продуктом деятельности человека, он служит его целям); б) естественности (исходным материалом для создания технических систем служат природные материалы). В условиях контактирования технических объектов с педагогической средой происходит своеобразный эффект удвоения их интегративного потенциала, ибо предмет воспитания - человек обладает теми же двумя особенностями, что и они: как биоособь он является естественным существом, как представитель социума - искусственным, в смысле надприродным, существом.

В истории педагогики имеется немало примеров, свидетельствующих о выполнении техникой интегративной роли в образовательной области. Укажем в связи с этим на факт использования типографии в школе-интернате известным французским педагогом С.Френе (484). Типография являлась интегральной обучающей машиной, вбиравшей в себя функции учителя, учебника и наглядных пособий. Так, при наборе текста на типографской машине учащиеся одновременно усваивали знания, учились формулировать свои мысли, приобретали навыки ручного труда, отрабатывали координацию движений, развивали внимание и зрительную память и т.д. Современная образовательная техника имеет куда больше интегративных возможностей, чем даже целая типография. В первую очередь это касается компьютеров, используемых в учебном процессе, которые обладают поистине неограниченным потенциалом интегрирования всех составляющих педагогического процесса. Отчетливо прослеживается интегративная направленность интерактивных аудиовизуальных средств (АВС), тренажеров, автоматизировнных обучающих систем.

Страницы: 198 199 200 201 202 203 204 205 206

ВЫСОКОБЕЛКОВЫЕ КУЛЬТУРЫ , сельскохозяйственные растения с высоким содержанием белка в зерне и зеленой массе. К высокобелковым культурам относят зернобобовые культуры, сильные пшеницы. Имеют большое значение для питания человека, обогащения протеином рационов сельскохозяйственных животных.

НОТИФИКАЦИЯ (от лат . notifico - делаю известным, оповещаю), официальное уведомление одним государством другого о своей позиции по какому-либо международному вопросу, сообщение о каких-либо фактах, событиях.

ЕЛЯКОВ Георгий Борисович (р . 1929), российский химик и биохимик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Основные труды по строению биологически активных соединений.