Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 160

2. Выполнение основных требований к построению теоретического объекта (модели). Примеры такого построения приводятся в "Инновации в образовании" (335.С. 119-121). Опираясь на них, выведем три требования к построению теоретического объекта в педагогике: а) использование качественных методов - абстрагирования, идеализации, анализа, синтеза, дедукции, моделирования, мысленного эксперимента и т.д.; б) создание описательной модели, состоящей из перечня составляющих, представленных в словесно-описательной форме; в) детализации и конкретизации модели. В качестве примера можно привести также опыт построения теоретического объекта в докторской диссертации Л.Д.Федотовой "Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования", где объектом исследования выступает "содержание начального профессионального образования как профессионально-педагогическая проблема" (477). Сюда же относим продуктивную попытку Ю.С.Тюнникова по построению модели интегративных процессов в педагогике путем выделения его сущностных признаков и описания их обобщенных паспортных характеристик (307). Примером построения теоретического объекта может послужить и создание нами исследовательской модели "Интегративный аспект взаимосвязи общего и профессионального образования" (506), описание ведуших параметров интеграции общего и профессионального образования, предпринятое Н.М.Берулавой (47).

3. Признание взаимодополнительностного характера отношений между качественными и количественными методами. Здесь мы основываемся на той мысли, что количественные и качественные методы "не должны рассматриваться как противоположные и взаимоисключающие" (С.127). Тем более это верно звучит в контексте существования прозрачных границ между различными видами измерений: "измеряют" не только количественные, но и качественные методы, точно также, как применение тех или других методов автоматически не обеспечивает научности и теоретичности исследованию.

Страницы: 156 157 158 159 160 161 162 163 164

УРОЛОГИЯ (от уро ... и ...логия), область клинической медицины, изучающая заболевания органов мочевой системы, а у мужчин - и половых органов и разрабатывающая методы их лечения и профилактики.

ЧАСТОТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ , изменение частоты колебаний по заданному закону, медленное по сравнению с периодом этих колебаний (см. Модуляция колебаний). Преимущество частотной модуляции перед амплитудной модуляцией - большая помехоустойчивость. Применяется для передачи звука в телевидении и радиотелефонии.

СУМЧАТЫЙ ВОЛК (тасманийский волк , тилацин), млекопитающее отряда сумчатых, единственный вид семейства. Туловище удлиненное, голова сходна с собачьей. Длина тела 100-130 см, хвоста 50-60 см. Был распространен по всей Австралии (до вселения динго в плейстоцене), а также на Нов. Гвинее; в кон. 19 - нач. 20 вв. сохранился на Тасмании, где уничтожался фермерами как хищник, поедающий овец; в 40-е гг. 20 в., вероятно, полностью исчез. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.