Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 160

2. Выполнение основных требований к построению теоретического объекта (модели). Примеры такого построения приводятся в "Инновации в образовании" (335.С. 119-121). Опираясь на них, выведем три требования к построению теоретического объекта в педагогике: а) использование качественных методов - абстрагирования, идеализации, анализа, синтеза, дедукции, моделирования, мысленного эксперимента и т.д.; б) создание описательной модели, состоящей из перечня составляющих, представленных в словесно-описательной форме; в) детализации и конкретизации модели. В качестве примера можно привести также опыт построения теоретического объекта в докторской диссертации Л.Д.Федотовой "Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования", где объектом исследования выступает "содержание начального профессионального образования как профессионально-педагогическая проблема" (477). Сюда же относим продуктивную попытку Ю.С.Тюнникова по построению модели интегративных процессов в педагогике путем выделения его сущностных признаков и описания их обобщенных паспортных характеристик (307). Примером построения теоретического объекта может послужить и создание нами исследовательской модели "Интегративный аспект взаимосвязи общего и профессионального образования" (506), описание ведуших параметров интеграции общего и профессионального образования, предпринятое Н.М.Берулавой (47).

3. Признание взаимодополнительностного характера отношений между качественными и количественными методами. Здесь мы основываемся на той мысли, что количественные и качественные методы "не должны рассматриваться как противоположные и взаимоисключающие" (С.127). Тем более это верно звучит в контексте существования прозрачных границ между различными видами измерений: "измеряют" не только количественные, но и качественные методы, точно также, как применение тех или других методов автоматически не обеспечивает научности и теоретичности исследованию.

Страницы: 156 157 158 159 160 161 162 163 164

САВИНОВА Екатерина Федоровна (1926-70) , российская актриса, заслуженная артистка Российской Федерации (1965). Снималась в фильмах: "Кубанские казаки" (1950), "Большая семья" (1954), "Колыбельная" (1960), "Женитьба Бальзаминова" (1965), "Расплата" (1970). Самой большой ее удачей стала главная роль Фроси Бурлаковой в фильме "Приходите завтра" (1963), сюжет которого во многом перекликается с биографией самой актрисы. Покончила жизнь самоубийством.

ТЕРМОЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ , реакции слияния легких ядер в более тяжелые, происходящие при высоких температурах. Сопровождаются выделением энергии; основной источник энергии Солнца и др. звезд (см. также Управляемый термоядерный синтез).

КОНСТИТУЦИЯ (от лат . constitutio - устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - основа всего текущего законодательства. Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918. Действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993.