Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 162
В-третьих, исходя из вышесказанного в параграфе, можно предположить возможность привлечения к анализу интегративных явлений в педагогике практически всех применяемых в ней методов. Вместе с тем в силу особой сложности интегративно-педагогического объекта, выражаемой в таких его характеристиках, как методологичность, теоретичность и науковедческость, а также вследствие низкой степени изученности "природы, структуры, функций и механизмов" (Ю.Н.Ракчеева) интегративных явлений в педагогике приоритетное место среди них должны занять качественные методы и в первую очередь те, которые предствлены выше.
Выводы по главе:
1. В собственном смысле слова к интегративнопедагогическим исследованиям относятся работы, имеющие своим непосредственным предметом интеграционные процессы, протекающие в области образовательной практики и теории, что соответствующим образом отражается в названиях самих работ (разделов, тем, параграфов и т.д.), а также в их понятийно-категориальном аппарате. В более широком значении к числу такого рода исследований можно отнести работы, которые: а) рассматривают вопросы взаимодействия педагогики с другими дисциплинами; б) вскрывают проблемы взаимосвязи научно-педагогических дисциплин; в) анализируются интеграционные аспекты объединительных процессов, осуществляемых в образовательной области, - межпредметных связей, взаимосвязи и преемственности. С опорой на фасетный методы, используемый при описании типов педагогических исследований (В.М.Полонский), возможно использование в процессе анализа типологических характеристик интегративно-педагогических исследований семифасетного классификатора, имеющего в качестве своих показателей: а) тип и вид исследования интегративнопедагогического; б) цель и задачи интегративно-педагогического исследования; в) объект интегративно-педагогического исследования; г) характер влияния интегративно-педагогического исследования на образовательно-воспитательную практику; д) уровень проектирования интегративно-педагогического исследования; е) форму проектирования интегративно-педагогического исследования; ж) результат интегративно-педагогического исследования.
2. Целостно-отношенческая природа педагогической интеграции обусловливает наличие таких характеристик предмета ее исследования, как методологичность, теоретичность и науковедческость. Отсюда с опорой на имеющийся опыт выделения структурных элементов исследовательского процесса (В.Д.Давыдов, В.Г.Воробьева), выводятся следующие этапы логики исследования интеграционных процессов в педагогике: 1) нахождение "клеточки", исходного генетического основания интеграции; 2) построение "первичных обобщений" - "кирпичиков" интегративной теории; 3) этап наложения первичных обобщений на педагогическую действительность и адаптации результатов интегративной теории к условиям функционирования той или иной области педагогической деятельности.
ХРИПЫ , патологические дыхательные шумы, определяемые обычно при аускультации легких, главным образом при воспалительных изменениях в органах дыхания и скоплении мокроты; диагностический признак бронхита, пневмонии и др. заболеваний.
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ КИНОСТУДИЯ , создана в 1943. Первоначально выпускала хроникальные и учебные, с 1956 художественные, документальные и научно-популярные фильмы. Среди художественных фильмов: "Во власти золота" (1957), "Сильные духом" (1967), "Трембита" (1968), "Приваловские миллионы" (1974), "В ночь лунного затмения" (1978), "Золотая баба" (1986), "Залив счастья" (1987).
ЦИККЕР (Cikker) Ян (1911) , словацкий композитор. Оперы "Юро Яношик" (1954), "Воскресение" (1962, по Л. Н. Толстому), "Мистер Скрудж" (1963), симфонии, симфонические поэмы и др. Профессор Высшей школы изящных искусств в Братиславе (1951-81).