Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 166

Компоненты инвариантной структуры ИПД выделяются нами в соответствии с представленными в работе В.С.Леднева "Содержание образования" (270. С.113-120) "сторонами деятельности". Соответственно в число "сторон" ИПД включаются: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная, эстетическая, физическая. Причем всякая конкретная реальная деятельность одновременно является и преобразовательной, и познавательной, и ценностно-ориентационной, и общением, и эстетической, и физической".

Познавательная сторона ИПД связана главным образом с ее информационно-интеллектуальным обеспечением, содержанием которого является: а) анализ области педагогической реальности, где планируется проведение интегративной работы, подробное исследование всех данных, могущих так или иначе повлиять на ее осуществление; б) изучение опыта интегративной работы; в) гностико-эвристическое обоснование ИПД, как то: выработка ее инструментально-методологических основ, разработка общих и частных закономерностей функционирования интеграции в педагогической теории и практике, описание структурно-морфологических и процессуальных характеристик педагогической интеграции и т.д.

Ценностно-ориентационная сторона ИПД обеспечивает выбор того или иного ее аксиологического основания, ее направленности. Например, в основу ИПД могут быть положены различные парадигмы педагогической интеграции, способные сыграть роль ценностного ориентира: религиозно- эзотерическая, редукционистская, диалектическая, дополнительностная и т.д. При этом разные парадигмальные основания порождают различные виды педагогической интеграции. Возьмем такие парадигмы, как системотехническая и органическая, имеющие, как мы показали выше, принципиальные различия. Соответственно, будут различаться между собой содержания построенных на их основе интегративно-педагогических деятельностей.

Преобразовательная сторона ИПД - технико-технологическая реализация интегративно-педагогических задач. Объектами интегративно-педагогического преобразования могут быть: а) педагогическая наука в целом или ее отдельные отрасли; б) педагогические системы; в) педпроцесс в целом или его отдельные компоненты; г) педагогические ситуации. Абсолютным и важнейшим предметом такого преобразования являются трансформационные процессы в человеке, ведущие к повышению уровня его целостности (тотальности), универсальности и гармоничности.

Коммуникативная сторона ИПД связана прежде всего с общением и взаимодействием субъектов в ходе ее осуществления. Кроме того коммуникация выступает в качестве средства реализации интегративно-педагогических задач. В частности это касается социально-педагогического направления развития интеграционных процессов в педагогике. Следует указать также на то обстоятельство, что коммуникативный элемент играет выдающуюся роль в формировании одной из самых перспективных систем современного образования - педагогики сотрудничества, имеющей глубоко интегративную природу.

Страницы: 162 163 164 165 166 167 168 169 170

ЖУРАВЛЕВ Юрий Николаевич (р . 1939), российский физиолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные исследования по клеточной инженерии растений, в т. ч. женьшеня.

ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ СРАЖЕНИЕ , 13-14.9.1826 под Елизаветполем (ныне Гянджа) во время русско-персидской войны 1826-28. Русские войска под командованием генерала И. Ф. Паскевича разгромили персидскую армию наследника престола Аббас-мирзы.

ЗАУДИТУ (1876-1930) , императрица Эфиопии в 1916-30 (с 1928 фактически отстранена). Опиралась на консервативные элементы.