Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 169
"Гомеостатический" подход к определению движущих сил развития систем вряд ли оптимален: процесс уравновешивания сам является следствием определенных причин. В частности,- противоречия между внешними пертурбациями и внутренним состоянием системы. Кроме того, рассмотренный подход построен в основном на биологической модели гомеостазиса. Это резко ограничивает сферу его действия в интегративно-педагогических системах, где исходным и конечным пунктом развития выступает человек. Поэтому, чтобы выяснить, что из себя представляют движущие силы ИПД, необходимо знать, что является движущей силой (движущими силами) развития человека (личности) Психологи дают ответ на этот вопрос. "Личность,- пишет Г.С.Костюк,- развивается в связи с возникновением в ее жизни внутренними противоречиями" (242. С.123). Согласно ему, в развитии личности возникают противоречия между достигнутым ею уровнем психического развития и ее образом жизни, занимаемым ею местом в обществе, выполняемыми ею социальными функциями. Противоречия разрешаются посредством деятельности, способствующей установлению адекватного статус-кво личности в системе общественных отношений. Противоречия движут развитием мышления, в частности диалектического мышления в процессе обучения. Так, одним из средств развития понятийного диалектического знания как элемента мышления выступает овладение умением "вскрывать внутренние противоречия и разрешать их, постигать всеобщую объективную связь и развитие" (153. С.17).
Будучи движущей силой воспитательных отношений, педагогического процесса, "предмета воспитания", противоречие одновременно не может не выступать в качестве движущей силы развития ИПД. Тем более это верно, что практически в каждом противоречии имплицитно заложена потенциальная возможность к интеграции. Это касается даже так называемых "основных противоречий" (Г.И.Железовская), характеризующихся интенсивным противоборством взаимодействующих сторон, систем, их взаимоотталкиванием, взаимоисключением, взаимоподавлением. Как "общая интегративность концепции всеединства требовала . органического включения их (противоречий - Н.Ч.) в систему синтетического мировосприятия" (4. С.101), так и всякая современная образовательно-воспитательная концепция должна допускать сосуществования в своем составе противоположных, порой взаимоисключающих явлений. Именно такое мировидение свойственно американскому педагогу Р.Шейерману, в один ряд "великий учителей" поставившего Сократа, Иисуса, Коменского и Макаренко (96. С.11).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ (евангелисты) , протестантская секта, близкая к баптистам. Первоначально, во 2-й пол. 19 в., назывались в России редстокистами, затем пашковцами. В 1944 объединились с баптистами.
НОВОКАСТИЛЬСКОЕ ПЛОСКОГОРЬЕ , в Испании, южная часть Месеты. Высота 600-800 м. На Новокастильском плоскогорье - г. Мадрид.
ВЕНТИЛЬ (от нем . Ventil - клапан), в музыке - механизм для изменения длины ствола медных духовых музыкальных инструментов. Служит для извлечения хроматической гаммы на инструментах, имеющих натуральный звукоряд.