Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 170

Несмотря на то, что всякое противоречие в педагогике обладает интегративной потенцией и тем самым способно играть роль движущей силы развития ИПД, мы тем не менее должны выделить наиболее интегративно значимые противоречия. В качестве таковых выступает стержневые противоречия педагогики, к которым относим:

1. Противоречия между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и "частичнм", суммативным подходом к его образованию и воспитанию.

2. Противоречия между индивидуалистским и коллективистским подходами к образованию и воспитанию человека.

3. Противоречие между технократическим (технологическим) и гуманистическим (личностно-ориентированным) подходами к образованию и воспитанию человека.

4. Противоречия между сциентистским и культурологическим подходами к образованию и воспитанию человека.

5. Противоречия между образовательным и воспитательным духовным подходами к процессу становления и формирования человека.

6. Противоречие между обучающим и развивающим подходами к "предмету воспитания".

7. Противоречия между традиционаристскими и инновационными подходами к воспитанию и образованию человека.

8. Противоречия между конвергентными (объединительными) и дивергентными (разъединительными) тенденциями развития педагогики и образования.

9. Противоречия между объективно нарастающим объемом научных знаний и невозможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования и преподавания дисциплин.

10. Противоречия между социализацией и профессионализацией человека в процессе его образования и воспитания.

Предложенный перечень противоречий носит открытый характер. В то же время в нем, на наш взгляд, представлены максимально укрупненные блоки противоречий, в каждом из которой можно выделить менее объемные противоречия. Например, для первого блока такими являются все последующие противоречия; для второго блока - противоречие между индивидуальными и групповыми (коллективными) формами осуществления учебно-познавательной деятельности, для третьего блока - противоречие между системотехническими педагогическими концепциями с одной стороны, и эвристико-развивающими, - с другой; для четвертого - противоречие между усвоением суммы знаний и низкой степенью их ценностного освоения и понимания; для пятого - противоречие между высоким уровнем образованности и отсутствием достаточного уровня воспитанности и духовности; для шестого - противоречие между необходимостью применения в учебном процессе внешних факторов (методов, приемов, способов) воздействия на учащегося и потребностями максимального использования внутреннего самодеятельного потенциала личности с целью повышения уровня ее креативности; для седьмого - противоречие между "классоурочными" и "игровыми" технологиями в учебном процессе; для восьмого - противоречие между интеграцией и дифференциацией содержания образования; для девятого - противоречие между необходимостью формирования у учащихся современной системы знаний о человеке, природе, обществе и отсутствием системности в традиционном предметном преподавании; для десятого - противоречие между потребностями общечеловеческого развития учащегося в учебных заведениях и необходимостью подготовки его к труду, выполнению сугубо специфичных функций операций и т.д.

Страницы: 166 167 168 169 170 171 172 173 174

АЗОТИСТЫЕ ИПРИТЫ , группа органических веществ общей формулы RN(CH2CH2Cl)2, где R - CH3, C2H5, СH2CH2Cl; по общеядовитому и сильному кожно-нарывному действию аналогичны иприту. Некоторые производные азотистых ипритов, подавляющие клеточное деление, применяют как противоопухолевые препараты.

СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА , лекарственные вещества, улучшающие сон. С той же целью применяют и лекарственные препараты, относящиеся к некоторыми другим фармацевтическим группам (напр., транквилизаторы).

ИННОКЕНТИЙ I (Innocentius) (ум . 417), святой, папа Римский с 401. Считал, что римский епископ должен занимать первенствующее положение в церковных делах как на Западе, так и на Востоке. Встал на сторону святого Иоанна Златоуста, низложенного императрицей Евдоксией в Константинополе, требуя созыва вселенского собора. Поддерживал святого Августина в его борьбе с донатизмом и пелагианством, которые в 417 осудил как ересь. Память в Католической церкви 28 июля.