Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 164

Интегративно-педагогическая деятельность (ИПД) - это специфический вид педагогической деятельности, в ходе которого актуализируются те или иные интегративные задачи в области образовательно-воспитательной теории и практики. На уровне практики возможно выделение двух видов ИПД - формирующей и формируемой. Формирующая ИПД - это деятельность, проводимая в учебных заведения и направленная на развитие у обучающихся интегративно-деятельностных качеств и свойств. Формируемая ИПД является результатом формирующей деятельности. В нашей работе речь идет, главным образом, о формирующей ИПД. Однако, учитывая методологический факт адекватности структур формирующей и формируемой деятельности (А.Н.Леонтьев), имеет смысл предположить возможность переноса характеристик первой на область функционирования второй и, соответственно, наоборот.

ИПД обладает своими конституирующими признаками, структурой и содержанием. Состав первых образует инверсионность, полимодальность, поливалентность. Отталкиваясь от формулы "инверсионные объекты - это точки соприкосновения и обогащения традиций" (М.А.Розов), мы под инверсионностью ИПД подразумеваем ее способность аккумулировать в себе данные систем, "на перекрестке" которых она располагается. Полимодальность является следствием предшествующих характеристик и выражает собой способность ИПД ассимилировать в себе различные, порой разнонаправленные и разнокачественные виды деятельности, действия, операции. определяется широтой и разнообразием ее информационноинтеллектуальной базы.

Структура ИПД. Анализ научной литературы (270, 272, 461) показывает, что возможны различные подходы к структурированию деятельности. Остановимся на двух из них, - на так называемой всеобщей структуре деятельности и на инвариантной структуре деятельности.

Всеобщая структура ИПД включает в чебя субъекты, предмет, цель, процесс, средства, продукты и результат. Роль субъектов ИПД могут играть отдельные личности (учащийся, педагог и т.д.), группы (коллективы), например, группы (коллективы) педагогов и учащихся; безличные субъекты: школа, ПУ, институт, университет.

Предмет ИПД - организация, проведение и управление интеграционными процессами в области образовательно-воспитательной теории и практики. Цель ИПД - формирование тех или иных качественно новых интегративных образований в личности во всех ее сферах - духовно-ментальной, когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной) психомоторной. Роль подобных новообразований способны выполнить некоторые из "основных категорий учебных целей", предлагаемых Б.Блумом (223. С.28-36). Прежде всего это касается понимания, применения, синтеза, которые могут быть выведены за рамки собственно когнитивной области и стать "своими" для всех указанных выше сфер. Конечно, с учетом специфики последних. Так, понимание, достаточно полно реализуемое в духовно-ментальной, когнитивной и аффективной областях, резко ограничивает свои функции в области психомоторики.

Цели ИПД реализуются в ходе специально организованного интегративно-педагогического процесса, необходимым составляющим которого являются теоретико-методологическое и информационное обеспечение достижения интегративно-педагогической цели; выбор соответствующего технологического инструментария деятельности; регулировка целей и в необходимых случаях корректировка; контроль и подведение итогов ИПД, сличение ее целей и результата.

Страницы: 160 161 162 163 164 165 166 167 168

ЛЕЦ (Lec) Станислав Ежи (1909-66) , польский писатель. Автор сатирических стихов (сборник "Зоопарк", 1935), афоризмов "Непричесанные мысли" (1957-59).

ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ (ок . 1360-1430), русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е гг.) Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Загорске).

ВИНЬОЛА (Vignola) (наст . фам. Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1507-73), итальянский архитектор. Дворцы (Фарнезе в Капрароле, 1558-73), виллы (папы Юлия III в Риме, 1550-55), церкви (Иль Джезу в Риме, 1568-84) сочетают принципы архитектуры Возрождения с элементами барокко и классицизма. Теоретик архитектуры ("Правило пяти ордеров архитектуры", 1562).