Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 161

4. Организация специальной деятельности по разработке количественных методов анализа интеграционных процессов в педагогике. При этом следует особо опираться на имеющийся опыт использования количественных методов в области исследования межпредметных связей, взаимосвязи общего и профессионального образования ( и др.), на попытки количественного анализа интегральных свойств в педагогике (222 и др.), коэффициента связности интегрируемых компонентов, плотности и веса интегрируемых связей (309 и др.). От внимания педагогов, исследующих проблемы интеграции, не должен оставаться в стороне и опыт применения методов количественного анализа связей в других дисциплинах. Например, попытки количественного анализа взаимосвязей имеют место в книге "Количественные методы в исторических исследованиях" (227), в работе лингвиста И.Р.Гальперина (87). Значительного внимания требуют к себе также попытки использования количественных подходов в системных исследованиях. Так, О.М.Сичивица приводит пример описания "степени организованности систем" "при помощи формул теории информации", хотя и указывает, что "использование их к реальным системам - дело практически весьма сложное" (428. С.43). Большой материал по части использования количественных подходов к анализу системных явлений содержится в работе "Системотехника: методы и приложения". Например, значительный интерес могут вызвать у педагогов методы построения интегральных критериев (346. С.165-194). Однако, очевидно, что их непосредственному внедрению в интегративно-педагогические исследования должна предшествовать весьма серьезная работа по их адаптации к конкретным условиям применения.

Делая выводы по параграфу в целом, отметим, во-первых, что предлагаемый перечень методов является открытой динамичной системой, способной не только вбирать в себя новые методы, но и трансформировать уже имеющиеся с целью учета особенностей конкретного исследования или же с целью адекватного отражения изменяющихся тенденций в развитии исследовательского процесса в области интегративно-педагогического анализа.

Во-вторых, нами предложены методы, которые с наибольшей продуктивностью могут быть использованы в интегративнопедагогических исследованиях, что дало нам право назвать их "методами интегративно-педагогических исследований". Но это же обстоятельство не дает нам права отрицать возможность их применения в других видах педагогических исследований. Действительно, состав методов определяется спецификой предмета анализа. Но верно и то, что не существует предметов, которые бы имели только "свои" "собственные" методы или могли бы ограничиваться строго зафиксированным набором методов.

Страницы: 157 158 159 160 161 162 163 164 165

ЯКУБОВСКИЙ Иван Игнатьевич (1912-76) , Маршал Советского Союза (1967), дважды Герой Советского Союза (1944). В Великую Отечественную войну командир танкового полка, танковой бригады, заместитель командира гвардейского танкового коруса. В 1957-65 1-й заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Группой советских войск в Германии. С апреля 1967 1-й заместитель министра обороны СССР, с июля одновременно главнокомандующий Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

"ДЮПОН ДЕ НЕМУР" (Du Pont de Nemours) , химическая и нефтегазовая компания США. Основана в 1802, в 1982 приобрела крупную американскую нефтяную фирму "Коноко". Выпускает синтетические волокна, пластмассы, химикаты, взрывчатые вещества (60% всех продаж), нефте- и газопродукты, добывает уголь. Объем продаж 32,5 млрд. дол., чистая прибыль 2,2 млрд. дол., число занятых 141 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).

ЕПИФАНИЙ (?-1682) , раскольник, писатель, друг и духовник Аввакума. Монах Соловецкого монастыря с 1652. Осужден церковным собором 1666-67, сослан, казнен. Редактор "Жития" Аввакума. Написал свое житие и другие сочинения.