Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 157
Положение третье. Использование количественных методов не может не включать в себя моральный аспект. Ведь речь идет об и з м е р е н и и ч е л о в е к а, о попытках проникновения в его святая святых. В медицине и генетике давно уже ученые ломают головы над проблемами научной этики. В педагогике, как ни странно, имеются лишь попытки отдельных ученых обратить внимание на них. Один из первых поставил вопрос о праве вмешательства педагога в "движение характера" А.С.Макаренко. При этом он допускал это вмешательство, но при условии, чтобы педагог не в меньшей степени, чем врач должен следовать древнему правилу: "Не навреди!" - он должен уметь осуществлять такое вмешательство.
А.С.Макаренко резко выступал против чрезмерного увлечения педагогами всякого рода измерениями учащихся. Ему было чуждо копание в "социально-генетическом белье" воспитанников посредством использования различных методов "экспериментальной педагогики". Пальма первенства среди этих методов отводилась тестам. Сегодня мы вновь оказались в эпохе сплошной "тестизации" , иногда напоминающей заурядную массовую кампанию. Крупные ученые - педагоги обращают внимание на возможные ее негативные последствия. Здесь уместно привести рассуждения А.Я.Найна: "Тесты, - пишет он, - смогут сослужить и недобрую службу. Никто не ляжет на операционный стол, если скальпель занесен рукой человека, не имеющего медицинской подготовки. Тесты - инструмент не менее серьезный, и подходить с ними к человеку имеет право лишь профессионал. Педагог должен избегать соблазна любительского экспериментирования, поскольку результаты могут оказаться непредсказуемыми". И далее " . тесты лишь количественно измеряют интеллект", но не вскрывают его качественных способностей. В основе вычислительного "коэффициента интеллекта" могут лежать совершенно разные способности". Кроме того, "результаты теста - это показатель меры усвоения определенных интеллектуальных действий . Делать же вывод о степени умственного развития на этом основании не вполне адекватно" (335. С.126). Но даже если мы найдем идеальный инструментарий измерения человеческих способностей проблема морали останется актуальной: один по результатам тестовых исследований оказывается "умным", другой - неумным. Конечно, можно списать это различие на природу, но природа "равнодушна" к этико-оценочным понятиям, человек же весьма восприимчив к ним. И еще: тесты способны не только отражать те или иные свойства человека, но в известной мере формировать его, "давать" ему ту или иную установку. Тем самым развитие человека как бы "привязывается" к тестовым данным, что может отрицательно влиять на раскрытие его компенсаторных потенций и возможностей.
ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina) (наст . имя Габриель Тельес, Tellez) (1571 или ок. 1583-1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические ("Мудрость женщины", 1634), агиографические сюжеты, комедии ("Дон Хиль Зеленые штаны", 1635; "Благочестивая Марта" 1636), религиозно-философские драмы ("Осужденный за недостаток веры", 1634), ауто. Драма "Севильский озорник, или Каменный гость" (1630) - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
ЧУМИЗА , однолетнее травянистое растение семейства злаков. Зерновая и кормовая культура. Наибольшие площади в Азии и Африке. Урожайность зеленой массы 250-300 ц с 1 га, зерна до 30 ц.
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ (ок . 660-740), христианский проповедник, архиепископ о. Крит. Автор многочисленных церковных гимнов-песнопений, омилий и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), ежегодно читаемого в Православной церкви во время Великого поста. Память 4 июля.