Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 154
11. Геометрический метод. Принадлежность к интегративным методам обуславливается тем, что он выступает в качестве обощенного инструментально-методологического средства для математических, естественнонаучных и философских дисциплин. Позаимствованный из геометрии, он с успехом был использован в философии (Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза). Последний использовал данный метод для построения своего трактата "Этика". Элементы геометрического метода использовались в работах Я.А.Коменского, в частности в "Великой дидактике". В современных педагогических исследованиях и геометрический метод в той или иной степени проявлется в попытках схематизации научных описаний, придание им более или менее жестких форм, логической последовательности, "выводности", в попытках формализации педагогического знания. Однако, следует напомнить о необходимости осторожного отношения исследователей к формализации в педагогике. Например, Б.С.Гершунский пишет, "что о формализации дидактических теорий пока не приходится говорить" (94. С.152). Сдержаны на этот счет высказывания М.А.Алексеева и В.И.Загвязинского, считающие одним из условий формализации в педагогике проведение очень большой содержательной работы "по уточнению основных ее понятий" (317. С.18). Наряду с этим укажем на современные попытки символизации педагогического знания, создания собственного формализованного языка педагогики (372).
12. Логико-теоретические методы. При их характеристике мы главным образом будем опираться на выводы Г.В.Воробьева ( С.74), примеры применения этих методов будут приводится из нашей монографии "Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования".
12.1. Метод построения новых научных представлений (понятий, категорий, теорий и т.д.), синтезированных на совокупности элементов знания различной природы. В ходе нашего исследования было сформулировано " новое научное представление" о профессионально-педагогическом знании как результат интеграции педагогического и технического знания.
12.2. Метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов, лежащих в основе процессов различной природы. Данный метод использовался нами при выделении характеристик, общих для педагогического и технического знания, также объективных оснований, находящихся за рамками этих знаний, но обуславливающих их интеграцию. В настоящем диссертационном исследовании нами выделяются эвристико-методологические основания педагогической интеграции.
12.3. Метод восхождения от конкретного (эмпирического) к абстрактному и метод восхождения от абстрактного к конкретному. В первом случае речь идет о движении мысли от "клеточки" исследуемого объекта к первичным обобщениям. В монографии нашей такой "клеточкой" стало отношение между педагогическими и техническими знаниями в профессиональной педагогике. Во втором случае мы имеем дело с построением на базе этой "клеточки" теоретических положений, следствий. Например, здесь можем говорить о разработке теоретических подходов основ интеграции педагогического и технического знания.
ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (1727-8 ..1), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. На посту генерального контролера (министр) финансов (1774-76) провел ряд буржуазных реформ в духе учения физиократов (свобода торговли зерном и др.); в 1776 уволен в отставку, его реформы отменены. Сочетал сенсуалистические взгляды с признанием Бога-творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.
ЖОЛИО-КЮРИ (Joliot-Curie) , Ирен (до 1934 Кюри) (1897-1956), дочь П. Кюри и М. Склодовской-Кюри, жена Фредерика Жолио-Кюри, французский физик и общественный деятель, иностранный член-корреспондент АН СССР (1947). Открыла (вместе с Фредериком Жолио-Кюри) искусственную радиоактивность, позитронную радиоактивность (1934), аннигиляцию и рождение пар (1933). Активная участница Движения Сопротивления, Движения сторонников мира. Нобелевская премия (1935).
ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гаврилович (1902-72) , российский конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1940). Создал скорострельный пулемет (ШКАС, совместно с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК, совместно с С. В. Владимировым, 1936) и т. д. Государственная премия СССР (1941, 1942).