Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 156
Математизация гуманитарного знания имеет свою историю. Здесь можем, например, сослаться на опыт использования "геометрического" метода Спинозой при написании своей "Этики". Однако уже в то время хорошо осознавалась уникальность человека как объекта изучения, что собственно, и подвигло великие умы к его "упрощению". С такой задачей квалифицированно справились Декарт и Ламетри, превратив человека в машину, в некий механический агрегат, совокупность частей и механизмов. Этот факт примечателен, и о нем необходимо помнить, когда мы пытаемся абсолютизировать математические, а также кибернетические, технологические и т.п. подходы и методы в педагогике в целом и педагогической интеграции в частности. На наш взгляд, правомерно выделение нескольких положений, ограничивающих пределы использования количественных методов, в указанных областях.
Положение первое. Помимо количественных методов "существуют другие методы, роль которых не меньшая, а . большая" (317. С.36). Таковыми являются качественные методы, представляющих "собой совокупность аналитических и синтетических процедур, имеющих своей целью выявление коренных свойств, основных закономерностей и особенностей возникновения и функционирования исследуемых объектов и явлений, что позволяет раскрыть их истинную внутреннюю суть и роль в объективной реальности" , причем, "количественный анализ характеризует явление, а качественный анализ - сущность" (227. С.17, С.18).
Положение второе. Педагогическая действительность представляя собой нелинейно-несводимую структуру, настолько сложна, что "пока невозможно создать хотя бы ее примерное математическое изображение" (457. С.14). Такая позиция педагога В.С.Ильина в известной мере коллерирует с мнением Н.Винера, которого трудно уличить в умалении роли математики в научных исследованиях. Гуманитарные науки - убогое прибежище математических методов и приписывать "неопределенным по самой своей сути величинам какую-то особую точность, - писал он, - бесполезно и нечестно и, каков бы ни был предмет, применение точных формул к этим слишком вольно определенным величинам есть не что иное, как обман и пустая трата времени" (Н.Винер. Творец и робот. М.: Прогресс. 1968. С.98). Здесь следует сказать о пределах математического вторжения в науку. Так, если в классической физике для математических формул практически не было границ применения, то в условиях микромира, являющегося объектом изучения квантовой физики, они теряют свою абсолютную эффективность: формула требует дополнительных философских объяснений.
В человеке - всеобщем объекте гуманитарных дисциплин - куда большую роль, чем в микромире играют стохастические, индетерминистские и релятивистские факторы. Не следует забывать также о холистскиэмерджентных характеристиках человека, еще более отдаляющих нас от возможности постижения его тайн путем количественных измерений. И если современная физика уже не способна решать свои исследовательские проблемы при помощи математических методов и вынуждена обращаться к логико-методологическим интерпретациям, то тем более это должно иметь место в педагогике. При этом последняя должна не только в полной мере использовать инструментальнометодологические находки физиков ХХ века, к каковым относятся методы дополнительности, соответствия, соотношения неопределенностей и др., но и опираясь на достижения современной науки в целом, разрабатывать качественно новые методы, с максимальной адекватностью отражающие особенности предмета воспитания - человека как органического целого. Более того, становится все очевидней, что человека, процессы, связанные с его развитием, нельзя в достаточной мере исследовать привычными научными методами. Так, их использование мало что дает при изучении таких категорий, как дух, душа, добро, зло и т.п. Без обращения к религиозному, а отчасти даже мистикоэзотерическому опыту, вряд ли возможно их постижение.
ХАРЬКОВСКО-КИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО , тайная организация на Украине в 1856-60. До 100 членов (Я. Н. Бекман, М. Д. Муравский и др.). Программа: уничтожение крепостного права, установление республики, бесплатное образование на родном языке. Рукописные листовки, организация воскресных школ, связь с "Колоколом". 22 члена арестованы, высланы на Север.
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок . 570-636), христианский писатель и церковный деятель, учитель Западной церкви. Архиепископ Севильский (ок. 600), председательствовал на соборах в Севилье (619) и Толедо (633). Автор энциклопедического труда "Этимологии" и "Сентенций" - систематического изложения догматики и морали. Память в Католической церкви 4 апреля.
ПАТАГОНИЯ (Patagonia) , природная область на юго-востоке Юж. Америки, в Аргентине. Ступенчатые плато повышаются от берегов Атлантического ок. к западу до 2200 м. Климат умеренный полупустынный. Осадков от 150 до 700 мм в год. Злаково-кустарниковая полупустыня, в предгорьях Анд - степи. Овцеводство. Добыча нефти и природного газа.