Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 159

Положение шестое. Существуют такие этапы в развитии науки, когда более конструктивными оказываются качественные методы (О.М.Сичевица). В первую очередь это относится к инновационным, малоразработанным проблемам. Поэтому именно в книге "Инновации в образовании" находим: "недальновидно было бы оперировать измерительным прибором, покуда дискуссионным остается само понятие меры и предмета измерения" (335. С.127). Б.С.Гершунский писал о невозможности перехода к количественным методам без глубокого проникновения в сущность моделируемых явлений, нельзя достичь без качественных описаний. Резюмируя данное положение , он делает вывод, выходящий за рамки собственно прогностико-педагогических исследований: " . в педагогике требуется не только и не столько знание математики, сколько глубокого и всестороннего проникновения в сущность прогнозируемых педагогических явлений" (Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш.шк. 1986.

С.18). То есть, прежде чем приступать к количественным измерениям, необходимо создать теоретическую модель того, что мы хотим вычислить. Это имеет прямое отношение к исследованию интегративных явлений в педагогике. К примеру, в ней находит самое широкое распространение метод "разложения" интегральных качеств (свойств, характеристик и т.д.) на ряд индикаторов. При этом здесь еще не получило достаточного обоснования само понятие "интегральное качество". В результате указанное "разложение" сильно напоминает аналогичный процесс, проделываемый в математике, где сложные формулы упрощаются путем их сведения к своим элементарным частям. Это способствует сведению интегрального качества к суммативной совокупности, что противоречит его природе. Положение седьмое. Строгость доказательств не есть абсолютное понятие (И.Р.Гальперин). "Физик удовлетворяется доказательствами, которые математики может законно считать некорректными. Логик признает большинство математических доказательств неполными", - писал Ю.Шнейдер в статье "Наука - источник знаний и суеверий" (Новый мир. 1969. N 10. С.213).

Из рассмотренных положений возможно выведение некоторых условий - предпосылок, соблюдение которых делает возможным оптимальное использование количественных методов в ходе изучения интегративных явлений в педагогике:

1. Создание теоретического объекта. Основной его признак - отсутствие "непосредственного аналога в чувственно-эмпирическом знании" (В.С.Швырев). Эта мысль философа находит отражение в педагогических работах, в том числе, - посвященных вопросам интеграции. Так, Н.С.Антонов замечает, что теоретическое изучение сложной и многогранной проблемы интеграции может быть успешным, если сознательно ограничить область изысканий. "Такое ограничение связано с созданием идеального объекта исследования, своего рода модели, конденсирующей в себе всеобщие, существенные черты реальности" (13. С.32).

Страницы: 155 156 157 158 159 160 161 162 163

ЖИЗНЕВА Ольга Андреевна (1899-1972) , российская актриса, народная артистка Российской Федерации. В кино с 1924. Снималась в фильмах: "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах" (1926), "Гранатовый браслет" (1965), "Доживем до понедельника" (1968), "Цветы запоздалые" (1970) и др.

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ , учреждения военно-профессиональной подготовки кадров для вооруженных сил. В России появились в кон. 17 - нач. 18 вв. До 1917 существовали военные академии, военные училища для подготовки офицеров, кадетские корпуса, офицерские школы в армии и офицерские классы на флоте, школы военных фельдшеров и др., а также во время 1-й мировой войны - школы прапорщиков. В Российской Федерации в систему военно-учебных заведений входят военные академии, высшие военные училища, военные институты, военные факультеты при некоторых гражданских вузах (медицинских, финансовых), курсы переподготовки и усовершенствования офицерского состава, средние военные училища, суворовские и нахимовские училища.

КОСТИН ШАР , пролив между Южным островом Нов. Земли и о. Междушарский в Баренцевом м. Длина ок. 100 км, ширина в самой узкой части 3,5 км, глубина у входа 27 м.