Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 159

Положение шестое. Существуют такие этапы в развитии науки, когда более конструктивными оказываются качественные методы (О.М.Сичевица). В первую очередь это относится к инновационным, малоразработанным проблемам. Поэтому именно в книге "Инновации в образовании" находим: "недальновидно было бы оперировать измерительным прибором, покуда дискуссионным остается само понятие меры и предмета измерения" (335. С.127). Б.С.Гершунский писал о невозможности перехода к количественным методам без глубокого проникновения в сущность моделируемых явлений, нельзя достичь без качественных описаний. Резюмируя данное положение , он делает вывод, выходящий за рамки собственно прогностико-педагогических исследований: " . в педагогике требуется не только и не столько знание математики, сколько глубокого и всестороннего проникновения в сущность прогнозируемых педагогических явлений" (Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш.шк. 1986.

С.18). То есть, прежде чем приступать к количественным измерениям, необходимо создать теоретическую модель того, что мы хотим вычислить. Это имеет прямое отношение к исследованию интегративных явлений в педагогике. К примеру, в ней находит самое широкое распространение метод "разложения" интегральных качеств (свойств, характеристик и т.д.) на ряд индикаторов. При этом здесь еще не получило достаточного обоснования само понятие "интегральное качество". В результате указанное "разложение" сильно напоминает аналогичный процесс, проделываемый в математике, где сложные формулы упрощаются путем их сведения к своим элементарным частям. Это способствует сведению интегрального качества к суммативной совокупности, что противоречит его природе. Положение седьмое. Строгость доказательств не есть абсолютное понятие (И.Р.Гальперин). "Физик удовлетворяется доказательствами, которые математики может законно считать некорректными. Логик признает большинство математических доказательств неполными", - писал Ю.Шнейдер в статье "Наука - источник знаний и суеверий" (Новый мир. 1969. N 10. С.213).

Из рассмотренных положений возможно выведение некоторых условий - предпосылок, соблюдение которых делает возможным оптимальное использование количественных методов в ходе изучения интегративных явлений в педагогике:

1. Создание теоретического объекта. Основной его признак - отсутствие "непосредственного аналога в чувственно-эмпирическом знании" (В.С.Швырев). Эта мысль философа находит отражение в педагогических работах, в том числе, - посвященных вопросам интеграции. Так, Н.С.Антонов замечает, что теоретическое изучение сложной и многогранной проблемы интеграции может быть успешным, если сознательно ограничить область изысканий. "Такое ограничение связано с созданием идеального объекта исследования, своего рода модели, конденсирующей в себе всеобщие, существенные черты реальности" (13. С.32).

Страницы: 155 156 157 158 159 160 161 162 163

ЮНГ (Янг) Эдуард (1683-1765) , английский поэт. В трактате "Мысли об оригинальном творчестве" (1759) выступил против рационалистической эстетики. Поэма "Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии" (кн. 1-9, 1972-45) - классическое произведение сентиментализма.

ЕВФИМИЯ Всехвальная , Халкидонская (ум. 304), великомученица, пострадавшая в гонение императора Диоклетиана. Существует предание, что на 4-м Вселенском соборе мощи святой Евфимии были использованы для разрешения спора о монофиситстве: свитки с православным и еретическим исповеданиями веры были положены рядом в гроб великомученицы; по новом открытии мощей оказалось, что православный свиток находился в правой руке св. Евфимии, а еретический лежал у ее ног. Память в Православной церкви 11 (24) июля и 16 (29) сентября, в Католической 16 сентября.

МИМАНСА (санскр ., букв. - исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название - пурва-миманса ("первая миманса" - в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. "последняя миманса"). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши ("освобождения") и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.