Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Страница 6

1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции.

Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфи­ческая форма устного общения преподавателя с аудито­рией с целью передачи научных знаний.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

— она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;

— вооружает студентов методологией изучения данной науки;

— лучше и полнее других форм компенсирует устарева­ние или отсутствие современных учебников и учебных посо­бий, оперативно знакомит с последними данными наук;

— органично сочетает обучение с воспитанием;

— нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом досто­инств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, сред­ство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.

Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе впечатлений лек­ционный способ стоит выше всех других приемов препода­вания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; на­конец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем сла­бее влияние лектора на конкретного обучаемого.

Эта неоднозначность не раз приводила не только к ост­рым дискуссиям о роли и месте лекций, но и к периодичес­ким запретам на нее.

Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что-

— во-первых, курс лекций по предмету передает основ­ное его содержание;

— во-вторых, именно лекции определяют не только со­держание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса:

— в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса

Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не ме­нее 50% времени каждой экономической дисциплины.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ , протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании - государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.

ГОРБАЧ (горбатый кит) , морское млекопитающее семейства полосатиков. Длина до 17-19 м, весит до 40 т. Спинной плавник в виде горба (отсюда название). Распространен широко, встречается в дальневосточных морях. Промысел запрещен. В Красной книге МСОП.

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО (875-999) , государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1-й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в.