Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Страница 10

3) контроль за самостоятельной работой: как непосред­ственный, так и опосредованный через контрольно-провероч­ные мероприятия;

4) коррекция самостоятельной работы: групповая и ин­дивидуальная.

Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Таким образом, только сочетание методических и орга­низаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффектив­ную и качественную самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.

Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие:

— он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого;

— способствует приведению знаний в систему;

— помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом;

— стимулирует сознательное и активное отношение к уче­бе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые ре­зультаты;

— помогает развитию памяти и мышления у студентов;

— вызывает необходимость в работе с источниками, учеб­никами, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности;

— дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возмож­ность в известной мере судить о постановке учебно-воспи­тательного процесса в данном высшем учебном заведении.

Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему.

ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.

СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбад­ривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.

По видам и формам контроль подразделяется на:

— текущий (семинар, практическое занятие, контроль­ное занятие, контрольная работа);

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ШЕНГЕЛИЯ Георгий Леванович (р . 1960), российский кинорежиссер. Поставил жанровые фильмы "Менялы" (1992), "Стрелец неприкаянный" (1993), "Ехай!" (1995) и др.

ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС Всеволод Николаевич (1882-1962) , российский театровед, доктор искусствоведения, профессор. Основные труды по истории древнерусского и русского театра 18 в.

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ , московский женский, основан в 1524 великим князем Василием III. Был местом заключения опальных - царевны Софьи Алексеевны (кон. 17 - нач. 18 вв.) и др. Архитектурный ансамбль: крепостные стены (кон. 17 в.), Смоленский собор (1524-1525; росписи 16-17 вв., резной иконостас 17 в.), трапезная (1685-87), колокольня (1689-90), жилые, хозяйственные и церковные постройки 17 в. После Октябрьской революции упразднен. С 1922 музей (с 1934 филиал Государственного Исторического музея). На территории новодевичьего монастыря - Управление Крутицкой и Коломенской епархии.