Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наукСтраница 9
Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (если он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы.
С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего. Кроме того, на ею «совести» лежит не только доведение плана семинара до обучаемых, но и выдача им таких методических рекомендаций, которые обеспечат и эффективность, и качество занятия.
Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенности, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к преподавателю.
Таким образом, практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней подготовке.
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности характеризует:
Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.
Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.
В-третьих, руководство самостоятельной работой требует от преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и организаторских качеств.
Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются
— частая смена экономических приоритетов;
— отсутствие современных стабильных учебников и пособий по экономическим наукам;
— слабость фонда библиотек по проблемам экономики;
- специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
— отсутствие единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.
В частности, нет законодательно установленных нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы сложились.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ.
Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:
1) обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
2) управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы;
ТАЖИБАЕВ Абдильда (р . 1909), казахский писатель, народный писатель Казахстана (1985). Сборники лирических стихов "От всего сердца" (1949), "Острова" (1958), "От вчерашнего к сегодняшнему" (1964). Поэмы, пьесы (сборник "Любящие сердца", 1964). Повесть "Когда письма заговорят" (1980). Труды по истории казахской литературы.
ИРОИКОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА , русское название бурлеска.
НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ в России , общедоступные музыкальные учебные заведения. Первые открыты в Москве (1906) и Санкт-Петербурге (1908). В 1920-30-е гг. реорганизованы в государственные учебные заведения (техникумы и др.).