Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Страница 5

На многих примерах можно наглядно проследить взаимо­связь методологии и методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций и се­минаров, и наоборот.

Методика как учение о методах обучения и воспитания пред­ставляет собой часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержа­ния, методов и форм обучения. Последняя же выступает в каче­стве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.

Частные методики преподавания отдельных дисциплин явля­ются звеньями общей системы педагогических наук. Они включа­ют в себя и используют основные принципы педагогики и дидак­тики применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин.

Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней, можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскры­вается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.

B методике преподавания общественных наук следует разли­чать общее, особенное и частное.

Преподавание всех общественных наук ведется на основе об­щих методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отра­жающая специфику содержания данной науки.

Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук, выступая как особенная по отношению к ме­тодике преподавания всех общественных наук, в то же время яв­ляется общей применительно к частным методикам.

Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:

связи теории с практикой;

систематичности и последовательности в подготовке специали­стов;

сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;

соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

сочетания абстрактности мышления с наглядностью в пре­подавании;

прочности усвоения знаний;

доступности научных знаний;

единства обучения и воспитания во всех формах учебного про­цесса.

Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы.

В вузовской учебной практике сложились вполне оправдав­шие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различ­ные формы внеаудиторной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсаль­ной, способной заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их другими.

Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимо­обусловленности и логической последовательности. Методика од­ной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На методы обучения влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет учебным пла­ном, обеспеченность современными техническими средствами обу­чения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (1781-1832) , немецкий философ. Пытался объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (ввел самый термин). Известность получили учение Краузе о праве и его призыв к всемирному союзу народов; в Испании и Латинской Америке возникла школа последователей Краузе (краусизм).

КОКПИТ (англ . cockpit), углубленное открытое помещение в средней или кормовой части палубы для рулевого и пассажиров (на катерах и парусных яхтах).

ШУКШИН Василий Макарович (1929-74) , русский писатель, кинорежиссер, актер. В рассказах (сборник "Сельские жители", 1963, "Там, вдали", 1968, "Характеры", 1973), романе "Любавины" (ч. 1-2, 1965-87) и фильмах ("Живет такой парень", 1964, "Печки-лавочки", 1972, "Калина красная", 1974) - многообразие современных социально-психологических типов, образы "странных" людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни. Главные роли в собственных и некоторых других фильмах, в т. ч. "У озера" (1970; Государственная премия СССР, 1971), "Печки-лавочки" (1972), "Калина красная" (1974). Ленинская премия (1976, посмертно).