Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 18

На уроках обобщения знаний могут применяться различные методы и средства. Единого принципа организации таких уроков нет. И здесь конечно же нельзя не учитывать возрастной психологии школьников.

Если это учащиеся 7-9-х классов, то обобщающий урок лучше провести в игровой форме. Много интересных разработок можно найти в журнале «Физика в школе».

В тех классах, где игровая деятельность не приносит желаемого результата, можно прибегнуть к физическому диктанту, решению задач или просмотру фильма.

В старших классах лучше использовать такие формы уроков как семинары, конференции.

Выбор определенной формы проведения урока зависит прежде всего от сложности материала, который выбран для обобщения, его объема, а также от особенностей ученического коллектива.

Но хочется обратить внимание, что однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку. А учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Поэтому не следует отдавать предпочтение какой-то одной форме обобщающих уроков. Однако они всегда должны проходить так, чтобы ученики, рассматривая знакомый им учебный материал, обнаруживали в нем новые стороны и связи. Иными словами, при любой методике должна преследоваться одна и та же цель: научить переосмысливать частное и конкретное с общих позиций. Процесс достижения этой цели и является обобщающим.

Успех заключительных уроков во многом определяется тем, как педагог учитывает, использует и развивает имеющиеся умения школьников обобщать учебный материал; ребята выполняют задания на сравнение, сопоставление, систематизацию (не будет преувеличением, если вооружение школьников этими умениями сравнить по возможности с овладением чтением и письмом).

Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Под системой в философии понимают «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами настолько существенна и тесна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко системы в целом». (Блауберг И.В., Юдин Э.Г. «Философские проблемы исследования систем и структур». – Вопросы философии, 1970г., №5, с.99).

Систематизация позволяет более продуктивно использовать память, так как освобождает ее от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы (в более крупные блоки информации), которые легче удержать в сознании и воспроизвести в нужных случаях.

Использование систематизации не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний. Образовавшаяся система знаний, характеризующая умственное развитие человека, определяет его возможности по преобразованию отдельных компонентов знаний, т.е. его творческие способности.

Однако, систематизация не сводится к классификации. К систематизации приводит также установление причинно-следственных связей и отношений между изучаемыми фактами, выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22

ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788-1863) , российский актер. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов - "Горе от ума" А. С. Грибоедова; Городничий - "Ревизор" Н. В. Гоголя), а также образы "униженных и оскорбленных" (Муромский - "Свадьба Кречинского" А. С. Сухово-Кобылина; Кузовкин - "Нахлебник" И. С. Тургенева).

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ) ,...1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-32. Создан при Совете Народных Комиссаров РСФСР. С образованием СССР - объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик - остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920-29 - также областное Промбюро (объединяло несколько губерний). ВСНХ СССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности....2) Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65. Местные органы - совнархозы.

СИНДИ (Sindi) , город (с 1938) в Эстонии, на р. Пярну, в 21 км от ж.-д. ст. Пярну. 4,5 тыс. жителей (1990). Текстильная фабрика.