Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 15
Существенным в этом определении материи является тот факт, что материя не отождествляется с каким-либо конкретным своим видом или свойством.
Необходимо обратить внимание учащихся на следующее:
1. То, что материя является объективной реальностью, означает, что материя существует независимо от нас.
2. То, что материя дана нам в ощущениях, означает, что мы познаем материю.
3. Необходимо обратить внимание на то, что материя – источник ощущения.
4. То, что материя первична, а сознание вторично, означает, что материя определяет мышление, а не наоборот.
На уровне макромира (и только на этом уровне) можно выделить два основные вида материи – вещество и поле. Они обладают как рядом общих, так и отличных друг от друга свойств.
Движение материи представляет собой способ ее существования. Движение, в философском смысле, – всякое изменение материи, всякий происходящий в природе процесс: физический, химический, биологически, общественный. Весь окружающий мир – движущаяся материя. Материя и движение неотделимы друг от друга, не существует материи без движения, как не существует движения без материи.
Современная наука рассматривает следующие основные формы движения материи: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную, химическую и биологическую. К физическим формам движения относятся все виды закономерных изменений состояния материальных объектов, непосредственно выражающихся в изменении их физических свойств и характеристик.
В первой главе мы указали методы исследования, которые выделяются в философии. На наш взгляд, на вводном занятии необходимо подробно ознакомить учащихся с методами построения эмпирических знаний (наблюдение, эксперимент, измерение) и методами построения теоретических знаний (идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза и т.д.). Сделать это мы предлагаем следующим образом.
Для определения методов исследования физики необходимо определить понятие «физическое знание».
Знание – в философском смысле: проверенный практикой результат познания действительности.
Физическое знание – конкретное, научное; оно результат познания человечество окружающей природы. Можно выделить два уровня физических знаний: эмпирический и теоретический. (Приложение, рис.4).
АНУЧИН Дмитрий Николаевич (1843-1923) , российский антрополог, географ, этнограф и археолог, один из основоположников антропологии в России, академик (1896) и почетный член (1898) Петербургской АН. Президент (с 1890) Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основал отечественную школу географов. Труды по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки.
ЯН ШАНКУНЬ (р . 1907), председатель КНР в 1988-93, 1-й заместитель председателя Военного совета ЦК КП Китая (КПК) с 1989. С 1982 в руководстве КПК. В 1980-88 заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. В 1981-89 генеральный секретарь, с 1989 заместитель председателя Центрального военного совета КНР.
ГИДРЫ , отряд гидроидных. Длина до 3 см. 10 видов, широко распространены в пресных водоемах. Размножаются половым путем и почкованием. Способны к регенерации.