Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 15
Существенным в этом определении материи является тот факт, что материя не отождествляется с каким-либо конкретным своим видом или свойством.
Необходимо обратить внимание учащихся на следующее:
1. То, что материя является объективной реальностью, означает, что материя существует независимо от нас.
2. То, что материя дана нам в ощущениях, означает, что мы познаем материю.
3. Необходимо обратить внимание на то, что материя – источник ощущения.
4. То, что материя первична, а сознание вторично, означает, что материя определяет мышление, а не наоборот.
На уровне макромира (и только на этом уровне) можно выделить два основные вида материи – вещество и поле. Они обладают как рядом общих, так и отличных друг от друга свойств.
Движение материи представляет собой способ ее существования. Движение, в философском смысле, – всякое изменение материи, всякий происходящий в природе процесс: физический, химический, биологически, общественный. Весь окружающий мир – движущаяся материя. Материя и движение неотделимы друг от друга, не существует материи без движения, как не существует движения без материи.
Современная наука рассматривает следующие основные формы движения материи: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную, химическую и биологическую. К физическим формам движения относятся все виды закономерных изменений состояния материальных объектов, непосредственно выражающихся в изменении их физических свойств и характеристик.
В первой главе мы указали методы исследования, которые выделяются в философии. На наш взгляд, на вводном занятии необходимо подробно ознакомить учащихся с методами построения эмпирических знаний (наблюдение, эксперимент, измерение) и методами построения теоретических знаний (идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза и т.д.). Сделать это мы предлагаем следующим образом.
Для определения методов исследования физики необходимо определить понятие «физическое знание».
Знание – в философском смысле: проверенный практикой результат познания действительности.
Физическое знание – конкретное, научное; оно результат познания человечество окружающей природы. Можно выделить два уровня физических знаний: эмпирический и теоретический. (Приложение, рис.4).
НЕОПОЗИТИВИЗМ , одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.
СИСМОНДИ (Sismondi) , Симонд де (Simond de) Жан Шарль Леонар (1773-1842), швейцарский экономист и историк, иностранный почетный член Петербургской АН (1816). Идеальной экономической системой считал мелкое товарное хозяйство; выступал за активное вмешательство государства в экономику в целях торможения прогресса (поскольку рабочие вытесняются машинами).
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАКОН , памятник византийского обычного права, составленный на рубеже 7-8 вв.; ценный источник для изучения ранневизантийской свободной деревни.