Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 14

Объектам познания естественных наук является материальный мир, существующий независимо от познающего субъекта. В материальном мире можно выделить три структурные области – микромир, макромир и мегамир, которые отличаются друг от друга пространственной протяженностью (Приложение 1), а микро- и макромир – как по основным структурным элементам (Приложение 2), так и по преимущественным типам взаимодействия (Приложение 3).

Мегамир (Галактики, гравитационные и магнитные поля) и часть макромира (планеты с их спутниками, планетные системы звезд) изучаются астрономией.

Астрономия – старше физики. Фактически физика и возникла из нее, когда астрономия заметила поразительную простоту движения звезд и планет: объяснение этой простоты и стало началом физики. Но самым выдающимся открытием астрономии был тот факт, что звезды состоят из тех же атомов, что и Земля.

На уроках астрономии учащиеся встречаются практически со всеми физическими понятиями, которые используются при изучении движений в гравитационном и электромагнитном полях, с описанием физического состояния вещества на основе молекулярно-кинетической теории, процессов излучения и его взаимодействия с веществом, способов передачи теплоты, распада и синтеза атомных ядер. Тесная связь физики и астрономии хорошо раскрывается на примерах истории их развития. Очень благодатный для этой цели материал представляет развитие кинематики и динамики, которое происходило на основе изучения движения как земных, так и небесных тел. Несмотря на такую тесную связь наук естественно-математического цикла, астрономия является самостоятельной наукой, которая имеет свои цели и задачи:

- изучение видимого и истинного расположения и движения небесных тел;

- определение расстояний между ними, формы и размеров их;

- исследование их физической природы;

- изучение проблем возникновения и развития небесных тел и их систем.

Микромир (элементарные частицы, атомы, молекулы) и часть макромира (окружающие нас на Земле тела, гравитационное и электромагнитное поля) изучаются физикой.

Физика – по гречески «природа», т.е. наука о природе, изучающая общие свойства и законы движения материи.

Как известно, любая наука имеет свой предмет, объект и методы исследования, которые, как правило, заложены в ее определение. Исходя из этого:

объектом исследования физики является материя,

предметом исследования – физические формы ее движения,

методы исследования – эмпирический и теоретический.

Необходимо с учащимися подробно остановиться на каждом из этих элементов.

Материя, согласно В.И.Ленину, «…есть то, что действует на наши органы чувств, производит ощущение. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». (В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.18).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ЛУЖКОВ Юрий Михайлович (р . 1936), мэр, премьер правительства Москвы с 1992. С 1958 на научно-исследовательской и административной работе. С 1987 1-й заместитель, с 1990 председатель исполкома Моссовета. С 1991 вице-мэр Москвы. Государственная премия СССР (1986).

НИТРОВАНИЕ , введение в молекулу органического соединения нитрогруппы (NO2) действием азотной кислоты HNO3, диоксида азота NO2, нитрующей смеси и др. При нитровании образуются нитросоединения.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ , хищное млекопитающее семейства медведей. Длина 2-2,5 (до 3) м, весит до 700-800 кг. Типичный представитель арктической фауны: населяет область плавучих льдов и побережья Сев. Ледовитого ок. Летом кочует. Хорошо плавает и ныряет. Основная пища - тюлени. Находился под угрозой уничтожения, но с кон. 70-х гг. численность восстанавливается. Специально охраняется в заповеднике Остров Врангеля. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.