Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 11
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – температуры, идеального газа, термодинамической системы, электростатического поля, точечного заряда, постоянного магнитного поля, однородного электрического поля;
- основные законы и уравнения: основное уравнение МКП, уравнение Менделеева-Клайперона, первый закон термодинамики, закон Ома, закон Кулона, закон сохранения заряда формула для расчета силы Лоренца;
- границы применимости законов: законов Кулона (действителен для точечных и покоящихся зарядов), основное уравнение МКТ (справедливо для систем, состоящих из большого числа частиц), уравнение Менделеева-Клайперона (справедливо для идеального газа), закон сохранения заряда (универсален);
- границы применимости теории: молекулярно-кинетическая теория (используется для описания поведения систем с учетом их строения из большого числа частиц – атомов и молекул), термодинамики (изучает только на основе макроскопических характеристик тепловое движение физических систем, без учета их строения).
XI класс:
- представления о свойствах пространства – времени: постоянство скорости света по всем направлениям;
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: конечность скорости распространения взаимодействий, квантовые идеи, т.е. квантование энергии атома и корпускулярное строение света, универсальность корпускулярно-волнового дуализма (применение представлений о нем к свету, элементарным частицам, атомам);
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В квантовой физике: объект – элементарные частицы и их системы – атомы, молекулы, модель – планетарная модель атома, модель атома по Бору, протонно-нейтронная модель ядра;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – гармонических колебаний и гармонических волн, видов излучений, моделей атома;
- основные законы и уравнения: уравнение взаимосвязи массы и энергии, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон радиоактивного распада;
- границы применимости законов: закона радиоактивного распада (относится к системам из большого числа частиц);
- границы применимости теорий: квантовой теории, электродинамики.
2.2. Развитие умений как основной компонент в системе формирования мировоззренческой устойчивости.
Практика показывает, что без развития мышления нельзя преуспеть в формировании мировоззрения. Одно лишь усвоение мировоззренческого материала не обеспечивает автоматически выработки системы взглядов и убеждений.
Мы провели небольшой эксперимент. Десятиклассникам после повторения молекулярной физики было дано домашнее задание – ответить на вопросы:
1. Что называется наукой?
2. Что такое физика?
3. Что является объектом, предметом исследования физики и какие методы исследования вы знаете?
4. Какие разделы физики вы знаете?
5. По каким признакам происходит деление физики, как науки, на разделы?
ЛАСКЕР-ШЮЛЕР (Lasker-Schueler) Эльза (1869-1945) , немецкая поэтесса, близкая к экспрессионизму. Скончалась в эмиграции в Палестине. Сборники стихов "Стикс" (1902), "Еврейские баллады" (1913), "Мой синий рояль" (1943). Пьеса "Я и я" (1945, поставлена в 1979).
ФУРМАНОВ (до 1941 Середа) , город (с 1918) в Российской Федерации, Ивановская обл. Железнодорожная станция. 46,7 тыс. жителей (1993). Текстильная промышленность. Назван по имени Д. А. Фурманова.
ОБЩЕСТВО ИМЕНИ МАКСА ПЛАНКА по содействию немецкой науке , крупнейшая научно-исследовательская организация Германии. Создано в 1948, восприняло научно-организационные традиции Общества кайзера Вильгельма (1911-45). Объединяет (1990) св. 50 НИИ. Фундаментальные и прикладные исследования по естественным и техническим наукам.