Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 8

Анализ истории развития физики позволяет выделить такие черты научного мышления, как доказательность, признание преемственности знаний, динамичность, детерминизм, системность, признание закономерности парадоксального. Доказательность опирается на факты, добытые на основе эксперимента; принцип преемственности означает поступательное развитие науки, в ходе которого ранее добытое и обоснованное знание не может быть отвергнуто полностью и новое знание всегда что-то наследует из прошлого и может лишь ограничить сферу его применимости; детерминизм проявляется в уверенности в том, что все в мире причинно-обусловленно, и в стремлении выявить причины явлений; системность проявляется в стремлении не просто собрать совокупность фактов и найти между ними связи, т.е. построить научную теорию, объясняющую их и дающую новые знания.

Итак, формирование научного мышления состоит в выработке таких качеств мышления, как объективность и всесторонность рассмотрения, предполагающие уважение к фактам, доказательность, самокритичность, умение вскрывать противоречия, обусловливающие развитие и изменения как в объективном мире, так и в процессе его познания; умение видеть ограниченную справедливость любого утверждения, предполагающее понимание неизбежности парадоксального в ходе развития науки.

1.5. Формирование материалистических убеждений как одна из важных сторон процесса формирования научного мировоззрения.

Одна, научное мировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно что-то хорошо знать, но не очень верить в это. Поэтому одной из важных сторон процесса формирования мировоззрения (четвертым компонентом) является формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихся сложились личностные отношения к миру и к месту человека в нем. В процессе обучения физике могут быть сформированы в основном лишь убеждения в сфере идей, которые смогут быть реализованы в процессе интеллектуальной деятельности ученика по доказательству, обоснованию идей.

Способы формирования убеждений делятся на дев группы. В одну группу входят способы, в основе которых лежит обязательное наличие доказательства учителя или самостоятельное доказательство учащихся. В другую группу входят способы убеждения, основанные на авторитетности источника знания. Способы первой группы влияют на интеллектуальную сферу личности учащихся, а способы второй группы – на эмоциональную сферу личности учащихся.

К числу способов, влияющих на интеллектуальную сферу личности учащихся относятся следующие:

1) Экспериментальный способ;

2) Математический способ;

3) Логический способ;

4) Исторический способ.

Огромную роль играют способы формирования убеждений, опирающиеся на эмоциональное воздействие. Предсказать эти способы невозможно, они зависят от личности учителя. Но очень важно сформировать у учащихся умение увидеть естественную, никем не созданную гармонию природы и красоту ее законов, уверенность в безграничной возможности человеческого разума в познании мира и ощущение красоты процесса познания.

Выводы к 1 главе.

1. Процесс формирования научного мировоззрения на уроках физики складываются из формирования представлений о физической картине мира, о процессе научного познания, научного мышления и материалистических убеждений.

2. Формирование представлений о физической картине мира основывается на глубоком усвоении фундаментальных физических понятий и идей с выделением их мировоззренческой стороны, использовании понятий о физической картине мира и ее структурных элементов, диалектико-материалистическом истолковании основ физики, приводящим к выводам философского характера.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (1869-1942) , российский ученый, один из основоположников аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941). Труды по теоретической механике, гидро-, аэро- и газовой динамике. Совместно с Н. Е. Жуковским участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, 1918, в 1921-41 научный руководитель).

БХАЙШАДЖЬЯГУРУ (санскр . врач-учитель), в буддизме махаяны один из будд, обитающий в раю и исцеляющий души.

БРЮХОНЕНКО Сергей Сергеевич (1890-1960) , российский физиолог. Разработал метод и создал первый аппарат искусственного кровообращения (автожектор) (1920-25), который использовал в опытах на собаках при оживлении их организма после наступления клинической смерти. В 1945-51 по методу Брюхоненко осуществлялось оживление организма человека. Ленинская премия (1965, посмертно).