Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 8
Анализ истории развития физики позволяет выделить такие черты научного мышления, как доказательность, признание преемственности знаний, динамичность, детерминизм, системность, признание закономерности парадоксального. Доказательность опирается на факты, добытые на основе эксперимента; принцип преемственности означает поступательное развитие науки, в ходе которого ранее добытое и обоснованное знание не может быть отвергнуто полностью и новое знание всегда что-то наследует из прошлого и может лишь ограничить сферу его применимости; детерминизм проявляется в уверенности в том, что все в мире причинно-обусловленно, и в стремлении выявить причины явлений; системность проявляется в стремлении не просто собрать совокупность фактов и найти между ними связи, т.е. построить научную теорию, объясняющую их и дающую новые знания.
Итак, формирование научного мышления состоит в выработке таких качеств мышления, как объективность и всесторонность рассмотрения, предполагающие уважение к фактам, доказательность, самокритичность, умение вскрывать противоречия, обусловливающие развитие и изменения как в объективном мире, так и в процессе его познания; умение видеть ограниченную справедливость любого утверждения, предполагающее понимание неизбежности парадоксального в ходе развития науки.
1.5. Формирование материалистических убеждений как одна из важных сторон процесса формирования научного мировоззрения.
Одна, научное мировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно что-то хорошо знать, но не очень верить в это. Поэтому одной из важных сторон процесса формирования мировоззрения (четвертым компонентом) является формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихся сложились личностные отношения к миру и к месту человека в нем. В процессе обучения физике могут быть сформированы в основном лишь убеждения в сфере идей, которые смогут быть реализованы в процессе интеллектуальной деятельности ученика по доказательству, обоснованию идей.
Способы формирования убеждений делятся на дев группы. В одну группу входят способы, в основе которых лежит обязательное наличие доказательства учителя или самостоятельное доказательство учащихся. В другую группу входят способы убеждения, основанные на авторитетности источника знания. Способы первой группы влияют на интеллектуальную сферу личности учащихся, а способы второй группы – на эмоциональную сферу личности учащихся.
К числу способов, влияющих на интеллектуальную сферу личности учащихся относятся следующие:
1) Экспериментальный способ;
2) Математический способ;
3) Логический способ;
4) Исторический способ.
Огромную роль играют способы формирования убеждений, опирающиеся на эмоциональное воздействие. Предсказать эти способы невозможно, они зависят от личности учителя. Но очень важно сформировать у учащихся умение увидеть естественную, никем не созданную гармонию природы и красоту ее законов, уверенность в безграничной возможности человеческого разума в познании мира и ощущение красоты процесса познания.
Выводы к 1 главе.
1. Процесс формирования научного мировоззрения на уроках физики складываются из формирования представлений о физической картине мира, о процессе научного познания, научного мышления и материалистических убеждений.
2. Формирование представлений о физической картине мира основывается на глубоком усвоении фундаментальных физических понятий и идей с выделением их мировоззренческой стороны, использовании понятий о физической картине мира и ее структурных элементов, диалектико-материалистическом истолковании основ физики, приводящим к выводам философского характера.
ДЖАВАХИШВИЛИ (псевд . Адамашвили) Михаил Саввич (1880-1937), грузинский писатель. Сатирические, с элементами гротеска романы "Квачи Квачантирадзе" (1924), "Гиви Шадури" (1928), изображающие крушение старого мира. Исторический роман о крестьянском движении нач. 19 в. "Арсен из Марабды" (1932). Репрессирован; реабилитирован посмертно.
ИНДЕРАГИРИ (Inderagiri) , река на о. Суматра, в Индонезии. Ок. 400 км, площадь бассейна св. 20 тыс. км2. Истоки в хр. Барисан, большая часть течения - на заболоченных равнинах Вост. Суматры; впадает в Южно-Китайское м. Средний расход воды ок. 1100 м3/с. Судоходна на 150 км от устья.
ЛИНКЕЙ , в греческой мифологии сын Афарея, брат Идаса (Афареиды). Братья участвовали в Калидонской охоте и походе аргонавтов. Линкей отличался необычайно острым зрением, позволявшим проникать его взору сквозь землю и камни. Погиб вместе с братом в битве с Диоскурами, похитившими его невесту Гилаейру.