Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 5

2) Методы исследования, используемые только в научном познании. К ним относятся две основные группы: методы построения эмпирического знания (например, наблюдение, измерение, эксперимент) и методы построения теоретического знания (например, идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному…).

3) Специальные методы и приемы, процедуры экспериментального и теоретического характера, непосредственно связанные с сущностью конкретного явления и применяемые в узкой области. Например, рентгеноструктурный анализ, кристаллохимический и т.п.

Методологические знания – это обобщенные знания о методах и структуре физической науке, основных закономерностях ее функционирования и развития. Эти знания не являются какими-то внешними, привнесенными в основы физики, дополнительными к предметным; наоборот, они внутренне присущи современному курсу физики.

При переходе научной системы знаний в учебную, многие связи между элементами обрываются. Восстановление этих в сознании учащихся при обучении физики затруднительно. Без элементов методологии физической науки здесь обойтись нельзя. Поэтому необходимо разработать целостную систему образования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения должны:

- служить сознательному усвоению физических знаний, углубленному пониманию сути изучаемых явлений;

- способствовать выработке правильного, научного мировоззрения;

- раскрывать характер и диалектику научного познания, вооружать учащихся общенаучными методами познания;

- способствовать преодолению узкопрактичного понимания физики как науки, показывая ее одним из аспектов общечеловеческой культуры и основой современной техники;

- способствовать развитию творческих способностей и физического мышления, интеллектуальных умений;

- способствовать формированию таких черт личности, как гуманизм, трудолюбие.

Система методологических знаний и умений включает следующие направления, вокруг которых обобщается весь учебный материал второй ступени курса физики средней школы:

1) Научный эксперимент и методы экспериментального познания;

2) Физическая теория и методы теоретического познания;

3) Стержневые методологические идеи физики;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЦИЦИН Николай Васильевич (1898-1980) , российский ботаник и селекционер, академик АН СССР (1939) и ВАСХНИЛ (1938), дважды Герой Социалистического Труда (1968, 1978). Труды по отдаленной гибридизации сельскохозяйственных растений. Ленинская премия (1978), Государственная премия СССР (1943).

ПЕРРО (Perrot) Жюль Жозеф (1810-92) , французский артист балета, балетмейстер. Один из создателей романтического направления в балете. Поставленный им с Ж. Коралли балет "Жизель" А. Адана сохраняется в современном репертуаре. Работал в России (1848-59).

ЮН СОНДО (1587-1671) , корейский поэт. Писал на ханмуне и корейском языке. Пейзажная лирика в форме циклических сиджо: "Новые песни в горах" (1642, в т. ч. цикл "Песни о пяти друзьях"), "Четыре времени года рыбака" (1651).