Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 5

2) Методы исследования, используемые только в научном познании. К ним относятся две основные группы: методы построения эмпирического знания (например, наблюдение, измерение, эксперимент) и методы построения теоретического знания (например, идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному…).

3) Специальные методы и приемы, процедуры экспериментального и теоретического характера, непосредственно связанные с сущностью конкретного явления и применяемые в узкой области. Например, рентгеноструктурный анализ, кристаллохимический и т.п.

Методологические знания – это обобщенные знания о методах и структуре физической науке, основных закономерностях ее функционирования и развития. Эти знания не являются какими-то внешними, привнесенными в основы физики, дополнительными к предметным; наоборот, они внутренне присущи современному курсу физики.

При переходе научной системы знаний в учебную, многие связи между элементами обрываются. Восстановление этих в сознании учащихся при обучении физики затруднительно. Без элементов методологии физической науки здесь обойтись нельзя. Поэтому необходимо разработать целостную систему образования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения должны:

- служить сознательному усвоению физических знаний, углубленному пониманию сути изучаемых явлений;

- способствовать выработке правильного, научного мировоззрения;

- раскрывать характер и диалектику научного познания, вооружать учащихся общенаучными методами познания;

- способствовать преодолению узкопрактичного понимания физики как науки, показывая ее одним из аспектов общечеловеческой культуры и основой современной техники;

- способствовать развитию творческих способностей и физического мышления, интеллектуальных умений;

- способствовать формированию таких черт личности, как гуманизм, трудолюбие.

Система методологических знаний и умений включает следующие направления, вокруг которых обобщается весь учебный материал второй ступени курса физики средней школы:

1) Научный эксперимент и методы экспериментального познания;

2) Физическая теория и методы теоретического познания;

3) Стержневые методологические идеи физики;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ИНД , река в Китае, Индии и Пакистане. 3180 км, площадь бассейна 980 тыс. км2. Начинается на склонах хр. Кайлас (Тибетское нагорье), прорывается между отрогами Гималаев и Гиндукуша; нижнее течение на западе Индо-Гангской равнины. Впадает в Аравийское м. Основные притоки - Гилгит, Кабул, Сатледж (Панджнад). Средний расход воды у г. Хайдарабад 3850 м3/с, максимальный - св. 30 т. м3/с. Весенне-летнее половодье; подъемы уровня на равнине 5-7 м, в сухой период в низовьях иногда пересыхает. В бас. Инда орошается св. 11 млн. га земель (Суккурская система и др.). Судоходство. На Инде - г. Хайдарабад, у дельты - г. Карачи (Пакистан).

ОРЛОВ Александр Иванович (1873-1948) , российский дирижер, народный артист России (1945). С 1912 дирижер симфонических оркестров и оперных театров в Москве, в 1925-29 - в Киеве. С 1930 дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Осуществил концертные постановки многих опер.

УИЛКС Чарлз (1798-1877) , американский исследователь Океании и Антарктики. В 1838-42 руководитель комплексной экспедицией в южную часть Тихого ок. (описано ок. 260 островов Полинезии) и Антарктику, открыл часть побережья Вост. Антарктиды (Земля Уилкса).