Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школеСтраница 5
2) Методы исследования, используемые только в научном познании. К ним относятся две основные группы: методы построения эмпирического знания (например, наблюдение, измерение, эксперимент) и методы построения теоретического знания (например, идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному…).
3) Специальные методы и приемы, процедуры экспериментального и теоретического характера, непосредственно связанные с сущностью конкретного явления и применяемые в узкой области. Например, рентгеноструктурный анализ, кристаллохимический и т.п.
Методологические знания – это обобщенные знания о методах и структуре физической науке, основных закономерностях ее функционирования и развития. Эти знания не являются какими-то внешними, привнесенными в основы физики, дополнительными к предметным; наоборот, они внутренне присущи современному курсу физики.
При переходе научной системы знаний в учебную, многие связи между элементами обрываются. Восстановление этих в сознании учащихся при обучении физики затруднительно. Без элементов методологии физической науки здесь обойтись нельзя. Поэтому необходимо разработать целостную систему образования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения должны:
- служить сознательному усвоению физических знаний, углубленному пониманию сути изучаемых явлений;
- способствовать выработке правильного, научного мировоззрения;
- раскрывать характер и диалектику научного познания, вооружать учащихся общенаучными методами познания;
- способствовать преодолению узкопрактичного понимания физики как науки, показывая ее одним из аспектов общечеловеческой культуры и основой современной техники;
- способствовать развитию творческих способностей и физического мышления, интеллектуальных умений;
- способствовать формированию таких черт личности, как гуманизм, трудолюбие.
Система методологических знаний и умений включает следующие направления, вокруг которых обобщается весь учебный материал второй ступени курса физики средней школы:
1) Научный эксперимент и методы экспериментального познания;
2) Физическая теория и методы теоретического познания;
3) Стержневые методологические идеи физики;
АЛГОРИТМ (алгорифм) (от algorithmi , algorismus, первоначально - лат. транслитерация имени математика аль-Хорезми), способ (программа) решения вычислительных и др. задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными. Алгоритм - одно из основных понятий математики и кибернетики. В вычислительной технике для описания алгоритма используются языки программирования.
ГРОМОВ Сергей Алексеевич (1774-1856) , российский врач, автор первого российского руководства по судебной медицине (1832).
ДЕН (Dehn) Зигфрид Вильгельм (1799-1858) , немецкий музыкальный теоретик и педагог. Автор учебников гармонии и контрапункта. У Дена брали уроки М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн.