Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 1

План.

Введение . 3

Глава 1. Научное мировоззрение и дидактические аспекты его формирования . 5

1.1. Формирование научного мировоззрения как одна из основных задач преподавания физики в школе 5

1.2. Формирование представлений о физической картине мира как основном компоненте процесса формирования научного мировоззрения. 6

1.3. Процесс научного познания как способ учения 8

1.4. Формирование научного мышления . 13

1.5. Формирование материалистических убеждений как одна из важных сторон процесса формирования научного мировоззрения . 15

Выводы к 1 главе 17

Глава 2. Экспериментальная система формирования

мировоззренческой устойчивости 18

2.1. Об оценке сформированности мировоззренческих знаний учащихся на разных этапах обучения 18

2.2. Развитие умений как основной компонент в системе формирования мировоззренческой устойчивости 22

2.3. Вводные уроки как средство систематизации знаний учащихся вокруг представления о едином материальном мире . 25

2.4. Обобщающие уроки как средство систематизации знаний учащихся в соответствии с циклом теоретического познания 31

Выводы ко 2 главе 36

Заключение . 37

Приложения 38

Библиография . 40

Введение.

В средней школе закладываются основы научного мировоззрения. Объектом изучения, в результате которого формируется мировоззрение, является реальный мир. Исторически сложилось так, что для облегчения познания реального мира его изучение разделили на науки. Мы стали изучать отдельные дисциплины (физику, химию, биологию, географию, астрономию и т.д.). Теоретический материал, который изложен в учебниках и методика преподавания сделали эти дисциплины оторванными друг от друга, разрушили единую картину материального мира. Поэтому в наши дни мы можем слышать от учеников: «Мне физика не нужна. Она мне в жизни не пригодится», «Я буду юристом (или врачом), а там физика не нужна» и многие другие изречения. Поэтому перед учителями сегодня стала проблема: убедить учащихся, что между разными отраслями знаний нет резкой границы, что они не оторваны друг от друга, а лишь с разных сторон и каждая своими методами изучает реальный мир. А вот совокупность этих полученных данных дает общее представление о нем. Также, необходимо показать, что для современного этапа развития естественных наук характерно диалектическое единство процессов дифференциации и интеграции. Мы наблюдаем, с одной стороны, появление ряда наук, отпочковавшихся от физики, химии, биологии в самостоятельные области знания, а с другой стороны – проникновение методов физики в химию (квантовая химия, химическая термодинамика), физики и химии – в биологию (молекулярная биология, радиобиология), создание таких пограничных наук, как физическая химия, биофизика и др., в которых объект и метод исследования принадлежит с равным правом ряду наук.

Цели и принципы преподавания, как известно, реализуются через учебный процесс. Поэтому учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы, в конечном итоге, привести к формированию у учащихся диалектико-материалистического миропонимания. Именно эта задача – формирование научного мировоззрения – является одной из первоочередных задач всей идейно-воспитательной работы, осуществляемой в нашем обществе.

Этой проблеме посвящены прекрасные работы В.Г.Разумовского, А.В.Усовой и В.В.Завьялова, В.В.Мултановского, В.Ф.Ефименко, В.Н.Мощанского, Л.Я.Зориной, В.К.Батурина, Б.И.Спасского. В этих работах с различных позиций на высоком научном уровне решается эта проблема и рассматриваются разные ее аспекты, также даются полезные для практики рекомендации.

Страницы: 1 2 3 4 5

ДЕЛИТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ , устройство, позволяющее снимать (использовать) только часть имеющегося постоянного или переменного напряжения посредством элементов электрической цепи, состоящей из резисторов, конденсаторов или катушек индуктивности. Используется в радио- и электротехнике, вычислительной технике и т. д.

ЖЕЗЛОВАЯ СИСТЕМА , см. Электрожезловая система.

ЧЕНСТОХОВА (Czestochowa) , город на юге Польши, административный центр Ченстоховского воеводства. 259 тыс. жителей (1992). Металлургия, текстильная, машиностроительная, бумажная, мебельная промышленность. Монастырь паулинов (17-18 вв., в костеле - икона "Ченстоховская Богоматерь", 14 в.).