Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 3

Физическая картина мира – это обобщенная модель природы, включающая в себя представления физической науки о материи, движении, взаимодействии, пространстве и времени, причинности и закономерности.

Поэтому первой составной частью процесса создания у учащихся представлений о физической картине мира является формирование указанных фундаментальных физических понятий и идей. К числу этих фундаментальных понятий и идей относятся понятия вещества и поля, понятия массы, силы, взаимодействия, импульса, энергии, идеи относительности, сохранения мер движения, атомизма, корпускулярно-волнового дуализма.

Но только усвоение важнейших понятий и идей недостаточно для формирования представлений о физической картине мира. Представления о современной физической картине мира учащиеся могут получить только в конце курса изучения физики, после того как будут обобщены и приведены в систему знания учащихся. До того контуры современной физической картины мира обрисовать невозможно из-за недостатка знаний у учащихся по вопросам современной физики. Как отметила Зорина Л.Я. «…не всегда целесообразно сразу давать знания, соответствующие современному уровню развития. В ряде случаев нужно специально показывать становление знаний и изменение мировоззренческих представлений». (Зорина Л.Я. «Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников». – М., 1978г., стр.116). Поэтому необходимо показать учащимся, что физическая картина мира создавалась постепенно, что в процессе развития физики она сама эволюционировала, то есть вначале возникла механическая картина мира, затем ее сменила электромагнитная картина мира. Поэтому после изучения механики можно говорить лишь о механической картине мира, а после изучения электродинамики – об электромагнитной картине мира. Обобщения проведенные в конце этих разделах позволяют систематизировать материал и познакомить учащихся с общей структурой физической картины мира и ее элементами. Это подготовит учащихся к усвоению структуры и содержания современной физической картины мира. Кроме того, важно показать, что формирование каждой последующей картины мира не только приводило к расширению и углублению общих знаний о мире, но и требовало пересмотра взглядов на мир, а иногда и отказа от некоторых прежних взглядов. В связи с этим необходимо уделить внимание историзму. Очень важно «… представить науку не как сводку догм и застывших данных, не весть как, кем и почему добытых, а как развивающийся процесс, которому нет конца». (Мощанский В.Н. «Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики». – М., 1989г., стр.14). Кроме того, знания усваиваются лучше, если учащиеся знают как и почему они возникли. Еще Максвелл Д.К. отметил, что «… наука всегда усваивается наиболее полно в состоянии ее возникновения». (Духов В.М. «Электрон». – М., 1966г., стр.6).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ПЕРРО (Perrot) Жюль Жозеф (1810-92) , французский артист балета, балетмейстер. Один из создателей романтического направления в балете. Поставленный им с Ж. Коралли балет "Жизель" А. Адана сохраняется в современном репертуаре. Работал в России (1848-59).

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ , в 30-е гг. - кон. 19 в. закрытые (мужские) средние общеобразовательные учебно-воспитательные учреждения в России, готовившие к поступлению в университет. Дворянские институты были учреждены в Москве (1833), Пензе (1843), Ниж. Новгороде (1844) и др.

ЕФРЕМ Херсонесский (ум . в нач. 4 в.), священномученик, епископ, просветитель Крыма. Пострадал в гонение императора Диоклетиана (или Максимиана Галерия). Память в Православной церкви 7 (20) марта.