Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 2

Формирование научного мировоззрения – сложный и многосторонний процесс. Помимо детального исследования отдельных сторон этого процесса необходимо целостное его рассмотрение, с учетом взаимосвязей его основных компонентов. Поэтому мы пришли к необходимости создания экспериментальной системы формирования мировоззренческой устойчивости.

Глава 1. Научное мировоззрение и дидактические аспекты его формирования.

1.1. Формирование научного мировоззрения как одна из основных задач преподавания физики в школе.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Основными структурными единицами мировоззрения являются взгляды и убеждения. «Взгляды выражают определенную точку зрения на сущность важнейших явлений природы, общественной жизни, человеческого познания. Убеждения – более высокая ступень осознания окружающего мира, уверенность человека в правильности своих взглядов» (Формирование коммунистического мировоззрения школьников. – М., 1977г., стр. 15).

Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на интересы, труд и быт людей. В классовом обществе мировоззрение носит классовый характер, отражает различное положение и условия жизни людей. По своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным и реакционным.

Целью школьного физического образования является формирование обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания, т.е. формирования научного мировоззрения.

Основой научного мировоззрения являются научные знания. Но не все они носят мировоззренческий характер. Поэтому целью школьного образования является выделение того содержательного базиса учебного материала, на основе которого будет осуществляться формирование научного мировоззрения.

Так как физика – это наука «о формах материи…, о взаимодействии этих форм материи, об их движении», то она связана с философией, основной мировоззренческой наукой. Поэтому возникают объективные возможности формирования научного мировоззрения на основе обучения физике. (Физический энциклопедический словарь. – М., 1966 г., т.5).

1.2. Формирование представлений о физической картине мира как основном компоненте процесса формирования научного мировоззрения.

Одним из основным компонентов процесса формирования научного мировоззрения на основе обучения физике является формирование представлений о физической картине мира (ФКМ). Еще Иванов В.Г. в работе «Физика и мировоззрение» отметил, что «физика формирует собственную картину мира, т.е. некоторое обобщенное представление о мире с точки зрения ее предмета, метода и форм описания… и как картина мира лидирующей науки, физическая картина мира является основой общей естественнонаучной картиной мира». (Иванов В.Г. «Физика и мировоззрение». Л., 1975г., стр.80-81).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ГИПЕРБОЛИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ , плоская кривая, описываемая точкой М, движущейся по вращающейся прямой так, что ее расстояние от центра вращения О меняется обратно пропорционально углу ? поворота.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ , соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. Понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (т. е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт).

ЯК , общее название советских самолетов, разработанных под руководством авиаконструктора А. С. Яковлева и в организованном им КБ.