Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 4

Итак, формирование понятия о физической картине мира есть процесс постепенный. Обычным сообщением научных знаний невозможно сформировать данное понятие. Учащиеся усваивают конкретные физические данные, но не могут подняться до уровня мировоззренческих проблем. В связи с этим, третьей составной частью процесса создания у учащихся представлений о физической картине мира является диалектико-материалистическое истолкование основ физики. Раскрытие диалектико-материалистического характера физических явлений помогает учащимся глубже осознать сущность физических явлений и закономерностей. Поэтому на уроках необходимо употреблять термины «материя», «движение», «пространство», «время» и раскрывать их смысл, т.е. необходимо в самом общем виде познакомить учащихся с некоторыми философскими положениями. Кроме того, связь физики и философии есть характерная черта современной физической науки, а преподавание физики должно отражать современный научный уровень.

Итак, формирование представлений о физической картине мира опирается на усвоение учащимися фундаментальных физических понятий и идей с выявлением их мировоззренческой части, на постепенное раскрытие понятия физической картины мира и ее эволюции и на диалектико-материалистическое истолкование основ физики.

1.3. Процесс научного познания как способ учения.

Вторым компонентом процесса формирования научного мировоззрения на основе обучения физике является формирование знаний о процессе научного познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не только понимание того, что из себя представляет окружающий мир, но и того, как человек познает мир. Кроме того, знание о процессе научного познания позволяют ученику лучше понять суть физических явлений, законов, теорий.

До недавнего времени физика в средней школе была представлена в основном как система предметных знаний. Однако физическая наука включает в себя не только систему знаний, но и определенную область общественно-производственной практики, а именно процесс добывания знаний. Поэтому методологический аспект физических знаний должен быть раскрыт в такой же мере, как фактологический (предметный) аспект.

Знания о знаниях называют методологическими. Понятие «методология» является производным от понятия «метод». «Метод – … в самом общем значении способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». (Философский словарь. – М., 1975г., стр.241). Сюда входят разнообразные эмпирические и теоретические приемы, систематическое применение которых приводит к достижению поставленной цели. Многие выдающиеся ученые прошлого и настоящего времени отмечали огромную роль метода в исследовательской работе.

В процессе развития научных данных о природе и обществе были открыты многие методы и приемы исследовательской деятельности. В философии их систематизируют, выделяя следующие три группы:

1) Методы, обладающие атрибутом всеобщности и применяемые во всех сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания. Это общелогические методы. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение, и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ЩУЧИНСК (до 1939 с . Щучье), город (с 1939) в Казахстане, Кокчетавская обл., на берегу оз. Щучье. Железнодорожная станция. (Курорт Боровое). 56 тыс. жителей (1991). Предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта; заводы: "Металлист", стекольный; мебельная фабрика; пищевая промышленность. В 20 км от Щучинска - курорт Боровое.

ЙЕЛИНЕК (Jelinek) Эльфрида (р . 1946), австрийская писательница. Драмы "Клара Ш." (1982, о Кларе Шуман), "Долина мертвых" (1992, о М. Хайдеггере) и др.

ЦИТО ... (от греч. kytos - вместилище, здесь клетка), часть сложных слов, указывающая на их отношение к животным или растительным клеткам.