Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 20

Выводы ко 2 главе.

1. Мировоззрение определяют знания фундаментальных идей, понятий, законов и теорий современной физической картины мира, а также знания, связанные с категориями диалектико-материалистической философии.

2. Как показала практика, без развития мышления нельзя преуспеть в формировании мировоззрения. Поэтому для формирования мировоззрения необходимо овладеть рядом умственных операций:

- умениями конкретизировать основные положения теории познания;

- умениями, способствующими формированию мировоззрения и диалектического мышления.

3. Вводные занятия являются прекрасным средством систематизации знаний учащихся вокруг представления о едином материальном мире.

4. Использование систематизации не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний.

5. Обобщающие занятия позволяют систематизировать знание в соответствии с циклом теоретического познания.

6. Вводные и обобщающие занятия являются первостепенным средством в формировании мировоззренческой устойчивости.

Заключение.

Итак, на первом этапе нашей работы, мы попробовали раскрыть возможности формирования мировоззренческой устойчивости, которыми объективно располагает курс физики, и некоторые пути реализации этих возможностей. Намеченные пути не являются единственно возможными, так как приучение старшеклассников к философскому осмысливанию мира – дело сложное.

В настоящее время, содержание школьного курса физики находится в стадии становления. Разработано несколько пробных учебников. Хотелось бы особо отметить учебник «Физика и астрономия» под ред. А.А.Пинского, В.Г.Разумовского. Это интегрированный курс, в котором, начиная уже с первых параграфов, рассматриваются методы научного познания. Интеграция физики и астрономии способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной картине мира, а следовательно, о научном мировоззрении. Поэтому уже сейчас стоит использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании учеников складывалось правильное представление о мире и его познании физической наукой. Для этого прежде всего следует отказаться от такого изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад догм и застывших данных, а история развития физики, полная драматизма, исканий, борьбы и диалектико-материалистическое учение, помогающее физике понимать природы, остаются вне поля зрения учениками. Надо стремиться к тому, чтобы научить учащихся видеть природу за ее физическим описанием, сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить интерес к философскому осмысливанию действительности, пробудить у учеников радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в этих поисках видели смысл своей жизни.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22

ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ , древнегреческие философы 6-4 вв. до н. э., жившие в ионийских колониях Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский. Одна из основных идей - мысль о единстве сущего, происхождения всех вещей из некоторого первоначала (воды, воздуха, огня). Для натурфилософии ионийских философов характерен гилозоизм.

ВОРОН , приспособление в виде массивного крюка или колодезного "журавля", применявшееся в древности для разрушения крепостных стен, высадки на стены крепости вооруженных воинов и при абордаже кораблей.

ГОТТЕНТОТСКИЕ ЯЗЫКИ , семья койсанских языков. Включает группы кхой (нама, кора, гриква), нхауру (или нарон), кве (демиса, чумакве-шуакве), чу (хиочу-вау и хаичу-вау), сандаве. Большинство готтентотских языков бесписьменные или младописьменные.