Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Страница 20

Выводы ко 2 главе.

1. Мировоззрение определяют знания фундаментальных идей, понятий, законов и теорий современной физической картины мира, а также знания, связанные с категориями диалектико-материалистической философии.

2. Как показала практика, без развития мышления нельзя преуспеть в формировании мировоззрения. Поэтому для формирования мировоззрения необходимо овладеть рядом умственных операций:

- умениями конкретизировать основные положения теории познания;

- умениями, способствующими формированию мировоззрения и диалектического мышления.

3. Вводные занятия являются прекрасным средством систематизации знаний учащихся вокруг представления о едином материальном мире.

4. Использование систематизации не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний.

5. Обобщающие занятия позволяют систематизировать знание в соответствии с циклом теоретического познания.

6. Вводные и обобщающие занятия являются первостепенным средством в формировании мировоззренческой устойчивости.

Заключение.

Итак, на первом этапе нашей работы, мы попробовали раскрыть возможности формирования мировоззренческой устойчивости, которыми объективно располагает курс физики, и некоторые пути реализации этих возможностей. Намеченные пути не являются единственно возможными, так как приучение старшеклассников к философскому осмысливанию мира – дело сложное.

В настоящее время, содержание школьного курса физики находится в стадии становления. Разработано несколько пробных учебников. Хотелось бы особо отметить учебник «Физика и астрономия» под ред. А.А.Пинского, В.Г.Разумовского. Это интегрированный курс, в котором, начиная уже с первых параграфов, рассматриваются методы научного познания. Интеграция физики и астрономии способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной картине мира, а следовательно, о научном мировоззрении. Поэтому уже сейчас стоит использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании учеников складывалось правильное представление о мире и его познании физической наукой. Для этого прежде всего следует отказаться от такого изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад догм и застывших данных, а история развития физики, полная драматизма, исканий, борьбы и диалектико-материалистическое учение, помогающее физике понимать природы, остаются вне поля зрения учениками. Надо стремиться к тому, чтобы научить учащихся видеть природу за ее физическим описанием, сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить интерес к философскому осмысливанию действительности, пробудить у учеников радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в этих поисках видели смысл своей жизни.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22

РОЩЕВСКИЙ Михаил Павлович (р . 1933), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Основные исследования по общей эволюционной и экологической физиологии, главным образом системы кровообращения.

ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ АНТЕННА , приемная или передающая антенна, элементы которой (напр., плечи вибраторов) выполняются в виде раздвижной системы металлических трубок. Используются в радиоприемниках, приемопередающих радиостанциях и др. - переносных и устанавливаемых на движущихся объектах (напр., автомобилях).

"ЗРИТЕЛЬ" , 1) ежемесячный журнал, Санкт-Петербург, с февраля по декабрь 1792. Издатели: И. А. Крылов, А. И. Клушин, П. А. Плавильщиков. Содержал критику крепостного права, выступал против сентиментализма. 2) Еженедельный сатирический журнал, Санкт-Петербург, с июня по декабрь 1905 (25 номеров) и в нач. 1908 (11 номеров).