Феномен програмированного обучения
Феномен програмированного обучения
Страница 9

Разветвленная программа

Не все принципы программирования, предложенные Скиннером, пользуются повсеместным признанием среди науч­ных работников, специализирующихся в области програм­мированного обучения.

Критике был подвергнут, прежде всего, принцип «безо­шибочного прочтения текста». Сидней JL Пресси из Огайо, а также Норман А. Кроудер из Чикаго, например, считают, что не следует исключать возможность ошибок, допускае­мых учащимися в процессе учения, ибо эти ошибки можно использовать для рационализации этого процесса, придав им статус контроля его качества и превратив их в сред­ство, позволяющее обнаружить те вопросы, которые уча­щийся не понял или которыми он еще не овладел.

Возражения и критические замечания выдвигаются и в отношении скиннеровского требования атомизации учебного материала, его деления на «микроинформации». Ученик, которого обрекают на продвижение к цели исклю­чительно мелкими шажками и вследствие этого лишают возможности достигнуть цели скачком, быстро утомляется и впадает в скуку, что неблагоприятно сказывается на результатах учения. Принцип малых шагов, по мнению критиков, имеет еще ту плохую сторону, что он не позво­ляет индивидуализировать содержание обучения, приспо­сабливая к возможности отдельных учащихся лишь темп этого процесса.

Острой критике был подвергнут, наконец, постулат скиннеровского линейного программирования о конструи­ровании ответа учащимися. Авторы этих критических за­мечаний, и прежде всего Н. А. Кроудер, считают, что по сравнению с заполнением имеющихся в тексте пробелов более эффективно распознание ответа, его выбор. Уча­щийся, выбравший правильный ответ среди нескольких неверных или неполных, затрачивает, по мнению Кроудера, больше интеллектуальных усилий и более самостояте­лен в своей работе, чем тот, кто «учится через письмо», лишь подбирая ответы, «подсказанные» ему автором программы.

Эти и подобные критические замечания, высказанные в отношении концепции Скиннера, привели к возникно­вению так называемого разветвленного программирования. Этот вид программирования — по крайней мере по за­мыслу его автора Н. А. Кроудера — должен был освободиться от недостатков, приписываемых линейному про­граммированию Скиннера.

Разветвленное программирование непосредственно вы­водится из тестов знаний, а точнее — из тех вариантов таких тестов, которые опираются на тесты выбора. Ему присуще много черт, общих с сократическим методом наведения учащихся на правильные ответы после предва­рительного исключения ложных или неполных. Основу разветвленного программирования образуют следующие теоретические положения:

• Учебный материал следует делить на части (порции, шаги), размеры которых соответствуют объему минималь­ных подтем традиционных текстов, ибо ученик должен иметь возможность осознать цель, которой он должен достигнуть в ходе учения, а это может обеспечить только обширный текст, не разбитый на искусственно отделен­ные друг от друга «клочки информации».

• После каждой дозы информации должен следовать вопрос, ставящий учащегося перед необходимостью само­стоятельного выбора правильного ответа среди нескольких ошибочных или неполных. При этом вопросы, о которых идет речь, должны обеспечить реализацию следующих дидактических функций:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ЕЛАГИН Сергей Иванович (1824-68) , историк российского военно-морского флота, капитан 1-го ранга (1866). Автор "Истории русского флота. Период Азовский" (1864), подготовил к изданию 5 томов "Материалов для истории русского флота" (1865-75), составил "Список судов Балтийского флота... с 1702 по 1725" (1867). Работа Елагина была продолжена Ф. Ф. Веселаго.

ЖУЖУЙ (Jujuy) , провинция на северо-западе Аргентины. 53,2 тыс. км2. Население 513 тыс. жителей (1991). Административный центр - Жужуй.

УСЛУГ СФЕРА ,..1) совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в виде услуг - непроизводственная сфера;..2) торговля, общественное питание, услуги по производству и ремонту различной продукции народного потребления (одежды, обуви, предметов хозяйственного назначения и т. д.) В 90-х гг. доля занятых в услуг сфере в странах Европейского сообщества - 66%.