Феномен програмированного обучения
Феномен програмированного обучения
Страница 6

По мнению Скиннера, охарактеризованная выше кон­цепция учения, определяемая как инструментальное (обусловленное) учение, существенно отличается от клас­сической павловской концепции условных рефлексов. Раз­ница состоит в том, что в ходе классического условного рефлекса закрепляется прежде всего реактивное поведе­ние, существенной чертой которого является непосредст­венная реакция на предваряющий ее раздражитель, в то время как инструментальное учение определяет оператив­ное поведение, соответствующее предвидимым следствиям. Этот вид поведения Скиннер считает основным и на его исследовании концентрирует свое основное внимание.

Таким образом, в целом можно считать, что инструмен­тальное учение, по Скиннеру, формирует у учащихся ин­терес к учению, активизирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, в результате чего устраняется атмосфера страха и принуж­дения, пассивности и скуки, шаблона и отсутствия сти­мулов к усилиям, словом, радикально изменяется суще­ствовавшая система педагогических воздействий на уча­щихся.

Полезным средством достижения упомянутых перемен может при этом оказаться, по мнению Скиннера, програм­мированное обучение по линейной системе, так как его принципы вытекают из положений охарактеризованной выше концепции инструментального учения. К числу важнейших среди них относятся:

1. Принцип малых шагов. Согласно этому принципу, учебный материал следует делить на возможно малые час­ти (шаги, микроинформации), потому что ученикам ими легче овладеть, чем большими.

2. Принцип немедленного подтверждения ответа. По замыслу этого принципа сразу же после ответа на со­держащийся в программированном тексте (программе) вопрос или после заполнения имеющегося в рамке про­бела (пробелов) ученик должен проверить, правильно ли он ответил. Для этого он должен сравнить собственный ответ с правильным, помещенным в программе чаще всего с правой стороны рамки. Нужно подчеркнуть, что только в случае полного совпадения ответов учащийся может перейти к изучению очередной рамки программы.

3. Принцип индивидуализации темпа учения. Этот принцип требует, чтобы учащиеся, проходя поочередно через все рамки программы, работали в оптимальном для себя темпе, потому что только тогда они смогут достичь соответствующих результатов в учении.

4. Принцип постепенного роста трудности. Следствием его соблюдения является то, что значительное в первых рамках число так называемых наводящих указаний, кото­рые облегчают учащимся заполнение пробелов в тексте, постепенно уменьшается, в результате чего увеличивается степень трудности программы.

5. Принцип дифференцированного закрепления знаний. Применительно к этому принципу каждое обобщение, присутствующее в тексте программы, необходимо повто­рить несколько раз в различных содержательных кон­текстах и проиллюстрировать с помощью достаточного количества тщательно подобранных примеров.

6. Принцип единообразного хода инструментального учения. Этот принцип определяет процесс учения по про­граммам с линейной структурой следующим образом:

« ученик подвергается воздействию упорядоченной цепи (совокупности) раздражителей (микроинформации),

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

УРОЧНЫЕ ЛЕТА , в России 16-17 вв., 5-, 15-летние и другие сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. 16 в. Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск.

МИТРА (от греч . mitra - головная повязка), в православных и католических церквах высокий головной убор высшего православного и католического духовенства.

ЖИГМОНДИ Р ., см. Зигмонди Р.